Что такое экзистенциализм? Определение и характеристики

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто вы, что делает вас тем, кто вы есть? Экзистенциализм дает некоторые подсказки для ответа на эти вопросы. Узнайте о них в этой статье.
экзистенциализм

Человек приходит в мир без ответов на вопросы о том, кто он такой, что ему делать и как себя вести. В этом смысле ему приходится перестраивать свое бытие, чтобы придать смысл своей жизни. Именно поэтому экзистенциализм — философское течение, поставившее своей целью исследовать глубины обыденного или повседневного существования.

Эта философия зародилась в XIX веке. Однако большую популярность она приобрела в европейском обществе, где в итоге и закрепилась. В этой статье мы расскажем вам о том, что она собой представляет, о ее важнейших характеристиках и о том, кто был ее наиболее влиятельными представителями.

Немного истории

В своем историческом развитии экзистенциалистская философия пережила три момента. Первый из них возник в XIX веке благодаря Кьеркегору и Ницше. Этот первый период получил название романтического экзистенциализма. Он характеризовался падением великих философских систем современности.

В эпоху Модерна преобладающими доктринами были рационализм, позитивизм и идеализм. Они были направлены на изучение универсальности и абстрактности, игнорируя индивидуальность. Утрата ими легитимности привела к поиску более непосредственного ответа на повседневные человеческие проблемы.

В этот момент возник второй период с так называемой метафизикой. Она родилась из недовольства и укорененности, которые люди ощущали после двух мировых войн. Предлагалось перейти к встрече с самим существованием, выразив словами отчаяние и уныние, оставленные военными конфликтами.

Наконец, гуманистическая экзистенциалистская философия стремилась освободить понятие человека от любого трансцендентного или религиозного измерения. Таким образом, человек столкнулся с трагизмом своего существования. Иными словами, он осознал, что находится в меняющемся мире, который он сам не выбирал, но в котором ему приходится развиваться.

Рекомендуем: Психогенная депрессия

Что такое экзистенциализм?

Дать точное определение довольно сложно из-за различных подходов к нему. Однако мы можем объяснить его как течение мысли, заинтересованное в изучении и интерпретации человеческого существования. В этом смысле его изначальной заботой был человек, преданный своему особенному способу существования. Для этого отправной точкой был реальный и конкретный человек.

Именно Жан-Поль Сартр произнес в 1945 году речь, которая впоследствии была записана в его великом шедевре «Экзистенциализм — это гуманизм». Это не только основа философии Сартра, но и самого экзистенциалистского движения.

Таким образом, существование приобретает новый способ осмысления. Это уже не ментальная концепция, а конкретная реальность, которой является человек. Человек характеризуется тем, что определяет себя через действия и решения, которые он принимает в повседневной жизни. Таким образом, человек создает себя в процессе собственного существования.

Характерные черты экзистенциализма

Хотя эта школа мысли утверждает, что человеческое существование не может быть охвачено определениями, она может лишь прибегнуть к ним. Хотя эти понятия варьируются в зависимости от конкретного автора, их можно объединить в четыре концепции: существование, ответственность, страдание и свобода.

Существование предшествует сущности

Это, пожалуй, одна из самых узнаваемых фраз Сартра, но что она означает? В ранних философских течениях, таких как рационализм, считалось, что человека определяет его разум.

С появлением философии существования этот тезис отходит на второй план. Вместо этого предлагается нечто революционное: не существует такой вещи, как человеческая природа. Иными словами, нет ничего, что определяло бы нас как таковых.

Так что же нам остается? Ну, экзистенциалисты считают, что субъект в момент своего рождения вбрасывается в бытие. Поэтому он сначала существует, а затем определяет себя. В этом отношении значение имеют только будущие действия и решения, которые принимает человек. Это то, что известно как жизненный проект.

Рекомендуем: Атипичная депрессия

Ответственность

Человек должен прежде всего взять на себя ответственность за свою жизнь и нести ее. Примечательно, что эта ответственность не трактуется в индивидуалистических терминах. Иными словами, она не является обязанностью каждого отдельного человека, но должна быть принята всеми мужчинами и женщинами в равной степени.

Это связано с тем, что, поскольку мы брошены в бытие, наши действия отражаются на действиях других людей. Предел, таким образом, — это сама субъективность.

Например, если группа людей решает мобилизоваться и перекрыть улицу, это решение влияет не только на них самих. Оно также повлияет на тех, кто вынужден ехать по дороге, на которой теперь нет препятствий.

Ангустия

Чувство страдания было разработано Кьеркегором и подхвачено другими экзистенциалистами. Это понятие связано с ответственностью в том смысле, что мы не можем не испытывать страдания из-за той великой задачи, которая перед нами стоит. Другими словами, именно мы, человечество в целом, своими решениями и действиями определяем будущее существования.

Мы можем поразмышлять об этом, обратившись к собственной жизни. Возможно, не раз мы сталкивались со сложной задачей принятия решения в трудных обстоятельствах. Каким бы ни был наш выбор, примечательно, что он всегда приводит к действию. А раз так, значит, мы находимся в постоянном стремлении определить себя через то, что мы делаем.

Свобода

Еще одна известная фраза Сартра гласит, что мы обречены быть свободными. Это означает, что мы сами создаем свои ценности и правила поведения. Больше нет такого трансцендентного существа, как Бог, чтобы сделать это за нас.

В этом отношении свобода имеет двойной смысл. С одной стороны, это осуждение, поскольку мы находимся в его власти. С другой стороны, она необходима для нашей самореализации, то есть для формирования нашего жизненного проекта. Без свободы мы не смогли бы выбирать направление будущего.

Каковы разновидности экзистенциализма?

Внутри этой школы мысли существуют разногласия. Так, в статье, опубликованной в International Review of Humanities, утверждается, что её можно разделить на три типа, о которых мы подробно расскажем ниже.

1. Теист или религиозный

Представлены Сёреном Кьеркегором, Мигелем де Унамуно и Габриэлем Марселем. По их мнению, божественное является фундаментальной частью человеческого состояния. В этом смысле понятие греха очень актуально. Он не является конститутивным для человеческой природы, хотя и влияет на нее.

Кроме того, они утверждают, что поиск смысла жизни осуществляется через религиозную веру. Поэтому связь между человеческим и божественным очень важна. Таким образом, человек несет ответственность не только перед собой, но и перед Богом.

2. Атеист

    Представителями этого направления были Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар и Мартин Хайдеггер. Они утверждают, что человек понимает себя через самого себя и через свою способность мыслить. В этом отношении их мышление не опирается на религиозные авторитеты.

    Это означает, что без божества, на которое можно опереться, субъект поддается чувству страдания. Это понимается как то великое бремя, которое несет человек: ответственность за самореализацию в ходе своего существования.

    Несмотря на экзистенциальные муки, важно отметить, что эта рефлексия позволяет человеку открыть свой собственный смысл жизни. Иными словами, никто не диктует, по какому пути идти; субъект сам творит свой жизненный опыт.

    3. Агностик

    Главная особенность этого типа заключается в том, что он признает неуверенность в существовании Бога. Поэтому он не может ни утверждать, ни отрицать его. Таким образом, агностики считают, что мы можем принять только то, что знаем. Из этого следует, что они не придерживаются никаких религиозных догм.

    Игнорируя существование Бога, его нельзя принимать во внимание при исследовании глубин нашего бытия. Его представителями были Карл Ясперс, Морис Мерло-Понти и Альбер Камю.

    Рекомендуем: Хронический стресс

    Пионеры экзистенциальной философии

    Многие философы и писатели отказывались причислять себя к экзистенциалистам. Есть и те, кто ввел этот термин в обиход. Далее мы рассмотрим некоторых из них.

    Сёрен Кьеркегор (1813-1855)

    Этот датский мыслитель считается предтечей этого философского движения. Его интерес был сосредоточен на субъективном опыте жизни и существования. Таким образом, он отошел от претензий современной философии на универсальность. Вместо этого он стремился утвердить существование в индивидуальном бытии каждого из нас.

    Мигель де Унамуно (1864-1936)

    Увлеченный философией Кьеркегора, Мигель де Унамуно находился под влиянием его произведений. Он открыл для себя новый способ понимания человеческого существования.

    Он подчеркивал его иррациональность в противовес желаемой рациональности современной философии. Он также указывает на роль мучений в неопределенности жизни после смерти.

    Карл Ясперс (1883-1969)

    Философия Карла Ясперса стремится понять бытие в конкретных и индивидуальных терминах каждого субъекта. Он вводит свое понятие «пограничной ситуации» для обозначения тех критических моментов в жизни, которые раскрывают истинную природу человека. Поэтому, как и другие экзистенциалисты, он сосредоточен на осмыслении прожитого существования.

    Габриэль Марсель (1889-1936)

    Его отличало внимание к тайне, воплощению и важности конкретного опыта. Он был сторонником активного участия в реальности, подчеркивая важность подлинных человеческих отношений.

    Жан-Поль Сартр (1905-1980)

    Впервые ввел этот термин как единое философское течение. В нем подчеркивается свобода личности, ответственность и активное создание смысла в отсутствие предопределенной природы. Для этого действия и решения человека будут определяющими для создания этого субъективного бытия.

    Согласно Сартру, экзистенциализм — это гуманизм, поскольку в центре его размышлений находятся люди из плоти и крови. Таким образом, человек возводится в ранг хозяина своей жизни и существования. Более того, живя, человек может сделать из себя свой собственный проект. Так человек создает свою уникальность.

    Симона де Бовуар (1908-1986)

    В значительной степени повторяя мысли Сартра, Симона де Бовуар привнесла новшество, применив эти размышления к жизни женщин. В этом смысле она подчеркнула борьбу с ограничениями, налагаемыми обществом, особенно на женщин. Таким образом, она пропагандирует свободу, ответственность и солидарность как основополагающие элементы аутентичности и самореализации личности.

    Мартин Хайдеггер (1889-1976)

    Экзистенциалистский подход Мартина Хайдеггера характеризуется анализом существования, основанным на феноменологическом методе. Таким образом, он вводит понятие Dasein для обозначения человеческого существования.

    Он расположен в мире, и его фундаментальным качеством является забота о себе и осознание собственной конечности. Вопрос, который приведет его к экзистенциальным мукам.

    Альбер Камю (1913-1960)

    Камю использовал понятие «абсурд» для обозначения отсутствия смысла в жизни. Исходя из этого, он предлагает активный поиск смысла со стороны человека. Причем не только индивидуально, но и коллективно, то есть вместе с другими.

    Морис Мерло-Понти (1908-1961)

    Французский феноменолог и философ-экзистенциалист, Мерло-Понти исследовал связь между телесным восприятием и сознанием. Он подчеркивал важность телесного опыта для понимания себя. Его работы повлияли на развитие экзистенциальной феноменологии.

    Рекомендуем: Потеря интереса к жизни

    Критика и упреки в адрес этого философского направления

    Сам Сартр в своей речи 1945 года подробно описывает ряд критических замечаний в адрес этой философии. Во-первых, их обвиняют в том, что они концентрируются исключительно на негативных и плохих аспектах человеческого существования. Это привело к тому, что их обвинили в пропаганде квиетизма и глубокого бездействия.

    Во-вторых, их обвиняют в поддержке и продвижении элитарного и буржуазного типа философии из-за ее высокой созерцательности и метафизического содержания.

    И наконец, считается, что это течение, целью которого является чистый индивидуализм, поскольку его отправной точкой является субъект и его конкретный опыт.

    Глубокий взгляд на человеческое существование

    Пожалуй, ни одна философия не пытается так глубоко заглянуть в человеческое существование, как экзистенциализм. Именно поэтому он и сегодня так популярен как способ осмысления себя. Более того, его основные понятия, такие как свобода, ответственность и страдание, могут помочь нам найти себя и сделать нашу жизнь проектом.

    В конечном итоге речь идет о поиске смысла, который имеет значение для каждой из наших жизней. Волшебных ответов не существует, в этом мы уверены. Однако погружение в глубины этого течения может стать началом чего-то гораздо более мощного, возможно, началом подлинной жизни.

    Оцените статью
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Журнал Амром
    Добавить комментарии

    :) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: