ДИСГРАФИЯ у младших школьников — причины. Пять видов дисграфии

Дисграфия

Дисграфия – это нарушение письма. Обнаруживается в первые годы школь­ного обучения, когда осваивается письменная речь. На письменных уроках ребёнок делает постоянные ошибки, хотя изучает правила орфографии. Заболевание связано с расстройством развития высшей нервной системы. У дисграфика хорошие отметки по устным предметам, но тетради пестрят ошибками, пометками красной ручкой. Дисграфия у детей встречается у половины всего количества младшеклассников, в средней школе – у трети учеников. Статья рассказывает, от чего возникает заболевание. Излагается поэтапность диагностики . Бить ли родителям тревогу, если у школьника появилась дисграфия? Как организовать учебные занятия? Какие существуют формы дисграфических нарушений? Как вылечиться? Статья отвечает на эти вопросы. Даются рекомендации по профилактике заболевания в дошкольном возрасте. Рассказывается о домашних корректирующих упражнениях.

Причины болезни

У детей

Причины дисграфии у детей:

  • Перинатальные патологии; наследственность; болезни и травмы в младенчестве
  • Обучение иностранным языкам в раннем возрасте; билингвистическая или многоязычная семья
  • Авторитарные методы воспитания
  • Ограничение речевого общения в семье; «сюсюканье», нечёткое произношение слов взрослыми
  • Злоупотребление телевизором
  • Неврологические осложнения; расстройство внимания, памяти; дислексия (нарушение чтения)
  • Переучивание ребёнка-левши
  • Начало школьной учёбы с 6 лет

У взрослых

Дисграфию у взрослых провоцируют следующие причины:

  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульты, опухоли мозга
  • Менингит
  • Нейрохирургические вмешательства
  • Травмы, полученные при родах
  • Перенесённая асфиксия
Основной симптом дисграфии –- много стойких ошибок в письменных работах
Дисграфия

Как проявляется заболевание

У детей

Основной симптом дисграфии –- много стойких ошибок в письменных работах. Ребёнок ошибочно интерпретирует звуки в сильной позиции букв: например, пишет «прафый» вместо «правый». В коротких словах пропускаются буквы: «дом» пишется как «дм». Слоги меняются местами, добавляются лишние. В записях путаются парные согласные, сходные элементы буквенных символов.

Скорость письма медленная, время уходит на размышления, что и как написать. Другой вариант – быстрая, но безграмотная запись слов. Дисграфикам сложно воспроизвести в тетради то, что написано на доске. Перепутанные буквы в словах возникают из-за невозможности различить звуки на слух. Родителей и учителей должна насторожить повторяемость ошибок, совершаемых при письме.

По врачебным наблюдениям дисграфия диагностируется параллельно с гиперактивностью, неврологическими проблемами.

У взрослых

Страдающий дисграфией взрослый, зная грамматические правила, при письме совершает одни и те же ошибки:

  • смешение элементов схожих букв (ш-ц-щ; п-т-л; ъ-ь);
  • замена похожих по звучанию графем (п-б, к-х);
  • путаница между слитностью и раздельностью слов;
  • хаотичность слогов, пропуск букв;
  • медленная скорость записи, нечёткость почерка.

Нарушения мозговых процессов у больного дисграфией проявляются не только в ошибках письменной речи. Ухудшается мелкая моторика, механизм запоминания. Человек легко отвлекается, с трудом сосредотачивает внимание. Важный факт: накопленный запас знаний не исчезает из памяти, уровень интеллекта остаётся прежним.

Видео: Дисграфия. Причины и следствия.

YouTube видео

Что нужно знать о постановке диагноза

Диагностика дисграфии у детей включает несколько этапов . Точный диагноз ставится после 8 лет, к этому  возрасту младшеклассник овладевает письмом. Вердикт выносится не сразу. Назначается пошаговое исследование. Сначала просматриваются школьные тетради, анализируются письменные навыки. Затем ребёнка осматривают:

  • логопед;
  • психолог;
  • невролог;
  • ЛОР;
  • окулист.

Плохое зрение, слух провоцируют нарушение письма, поэтому нужны консультации офтальмолога, ЛОРа. Невролог исследует состояние нервной си­стемы. Логопед проверяет уровень развития речи, речевую моторику, качество артикуляции. Анали­зируется слоговое, грамматическое построение речи. Врач выясняет, какая рука у ребёнка ведущая. После детального обследования логопед определяет форму дисграфии, назначает лечение.

Дисграфия у взрослых диагностируется похожими методами. Сначала лого­пед изучает письменные тестовые задания пациента, чтобы исключить незнание орфографических правил. Затем исследуются произношение звуков, запас слов, умение воспроизвести услышанное.

Пять видов дисграфии

Какая бывает дисграфия? Врачи определяют пять форм заболевания с раз­ной симптоматикой.

  1. Артикулярно-акустическая. Неправильное произношение звуков отража­ется на записывании слов. Ребёнок пишет так, как слышит. Логопед назначает коррекцию произношения звуков.
  2. Акустическая дисграфия. Звуки правильно произносятся, но подменяются при записывании другими буквами. Смешиваются парные звонкие и глухие со­гласные: П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; свистящие и шипящие Ж-З, Ш-С, С-Ц. Пута­ются звуки Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. Затруднение возникает в записывании мягких звуков: «лублю», «польивать».
  3. Аграмматическая. Диагностируется общее недоразвитие речи. В тетради слова пишутся вне правил грамматики: не изменяясь по склонениям, без связи между собой, с ошибочными окончаниями. Например: «синий варежка», «яркая солнце». Аграмматическую дисграфию диагностируют с 9 лет, потому что заболе­вание проявляется к этому возрасту.
  4. Оптическая дисграфия – это нарушение пространственного и зрительного восприятия. Школьник не различает похожие элементы в буквах. Поэтому при письме появляются лишние палочки, кружочки, зеркальное отображение, пута­ница заглавных и строчных символов. Например, смешивается начертание сход­ных по строению букв: заглавных Ц-Щ, Р-Ь-Ы, Э-З; строчных п-т, в-д, л-м, и-ш.
  5. Моторная дисграфия. Э та форма дисграфии выявляется чаще, чем осталь­ные . Диагностируется слабость языкового синтеза, анализа. Симптомы мо­торной формы: путается слитное и раздельное написание предлогов, приставок; пропускаются окончания. В словах буквы и целые слоги меняются местами, по­вторяются. Слова не дописываются, добавляются ненужные буквы. Дисграфик не разделяет слово на слоги, предложения – на слова.

Всё можно исправить

Итак, у ребёнка дисграфия. Что делать? Родителям надо понять, что заболе­вание успешно корректируется. Ошибки при письме –- следствие недоразвития устной речи, нарушения пространственного мышления, моторных навыков. Ру­гать дисграфика за ошибки –- неправильная тактика. Нельзя заниматься много­кратным переписыванием классной, домашней работы. Воспитывается отвраще­ние к учёбе, чтению, письму.

Если доктор поставил диагноз, не надо показывать тревожность и беспокой­ство при ребёнке. Он будет ощущать свою неполноценность, это отразится на от­ношениях в детском коллективе. Лучше направить родительское внимание на успехи во время логопедических занятий.

Лечение дисграфии у школьников осложняется прохождением школьной про­граммы. Родители говорят учителю о том, что ученик проходит курс лечения. Диктанты и контрольные работы проверяются совместно учителем и логопедом. Отметки по русскому языку выставляются с учётом постепенной коррекции рече­вых и письменных навыков.

Подробности лечения

Коррекция детской дисграфии –- это совместная работа логопеда, учителя, родителей, пациента. В зависимости от вида заболевания и формы проявления назначается комплекс лечения. Занятия проходят в кабинете врача, но выполнять упражнения нужно и дома. В отдельных случаях врач параллельно с логопедиче­ским лечением назначает курсы физиотерапии, гидротерапии, ЛФК, массажа.

Коррекция акустической дисграфии начинается с развития фонематического слуха. Младшеклассники выполняют письменные и игровые задания: распознава­ние гласных и согласных на слух, отработка произношения мягкости звуков, поиск ошибок в словах. Для проверки усвоенных знаний логопед устраивает диктанты.

Цель коррекции оптической дисграфии –- тренировка зрительной памяти. Упражнения формируют навык начертания букв. Родители покупают для ребёнка ручки, карандаши с негладкими, неровными корпусами. Массаж подушечек пальцев стимулирует работу мозговых центров.

Лечение дисграфии у взрослых проводится в виде комплекса логопедических методик и успокоительной терапии. Врач учитывает форму и причину заболева­ния. Во время лечения пациент исправляет дефекты произношения, развивает связную речь, слуховую память. Занятия тренируют способности к аналитике, расширяют словарный запас. Письменные упражнения закрепляют навыки пра­вильной записи букв. Дополнительно пациенту назначается массаж, медикамен­ты, физиотерапия, курс ЛФК.

Домашние занятия

Заболевание не лечится быстро, на коррекцию нарушений письма уходят месяцы занятий. Лечение дисграфии у школьников эффективно, если заниматься дома, параллельно с посещением врача. Рабочее место ребёнка освещают так, чтобы было комфортно глазам. В занятиях важен положительный настрой. Ребёнка мотивируют похвалой за успехи. Логопеды составили ежеднев­ные ком­плексы упражнений для лечения дисграфии в домашних условиях.

Прописи тренируют письменный навык. Младшеклассник заполняет стра­ницы, стараясь, чтобы каждая буква занимала свою клеточку. Если неинтересно писать в прописях, приобретают тетрадь в клетку. Удобно пользоваться гелевой ручкой, так ребёнку легче замечать различия в буквенных символах.

Упражнение «Корректурная правка» проводится в течение 5 минут. Роди­тели берут книгу с незнакомым ребёнку содержанием, средним размером шрифта. Задача: подчеркивать буквы на странице. Например, сначала А, потом О. Через несколько дней подчёркивают согласные. Далее надо искать две буквы : одна подчёркивается, вторая обводится. Упражнение концентрирует внимание на по­иске заданных буквенных признаков.

Упражнение «Пишем вслух» развивает фонематический слух. Ребёнок учится записывать звуки нужными буквами. Метод прост: то, что пишется, проговарива­ется вслух, буква за буквой. Внимание уделяется неясно звучащим зву­кам, окончаниям слов. Упражнение тренирует последовательность записи буквен­ных символов, вырабатывает привычку дописывать конечные буквы слов.

Внимательность и уверенность письма оттачивает упражнение «Пропущен­ные буквы». Взрослый подготавливает два текста. В первом пропускаются буквы, второй содержит полный текст. Ребёнку надо дописать недостающие символы, сверяясь с текстом-подсказкой.

Задания с лабиринтами есть в детских журналах, на развивающих сайтах. Ведение безотрывной линии тренирует моторику движений рук, предплечья. Лист с лабиринтом неподвижно лежит на столе, перемещается только рука с ручкой.

Диктанты для коррекции дисграфии логопеды рекомендуют писать каждый день по следующим правилам:

  • Тексту из 150 слов уделяется не менее часа
  • Сначала – чтение вслух с совместным разбором орфограмм, проговарива­нием правил
  • Предложение перед записыванием читается вслух три-четыре раза
  • Ребёнок определяет, где ставятся запятые; объясняет постановку знаков
  • Предложение диктуют по частям
  • Каждое слово проговаривается, затем записывается
  • Взрослый не исправляет ошибки красной ручкой, пользуется карандашом

Как организовать занятия дома

Как родителям предупредить дисграфические нарушения у ребёнка? Профи­лактика дисграфии начинается с беременности. Маме нужно беречь себя и ма­лыша, избегать риска инфекций, травм в раннем детстве ребёнка. С младенче­ства дети эмоционально зависят от родителей. Нужно не допускать стрессов, наладить тёплую атмосферу в семье.

Основы успешного письменного навыка закладываются в дошкольный пе­риод. Разучивая стихи, песенки, малыш учится слышать звуки, соотносить звуки с буквами. Зрительное восприятие тренируют игры, где сравниваются цвета, формы. Конструкторы с большими деталями, лепка, аппликация разви­вают пространственное мышление, моторику.

Рисование по контуру, заполнение прописей для дошкольников подготовит детскую руку к письму. Магнитная азбука легко размещается дома на холодиль­нике. Перебирая квадратики, ребёнок запоминает внешние очертания буквенных символов, последовательность букв, звуков в словах.

Если логопед диагностирует дефект развития речевых навыков, надо не упу­стить момент, корректировать нарушения. Развивая устную речь, младшеклассник легко освоит речь письменную.

Видео: Игры и упражнения для преодоления дислексии и дисграфии

YouTube видео
Как родителям предупредить дисграфические нарушения у ребёнка
Дисграфия

Рекомендуемые статьи:

По материалам — onona.online

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: