ДИСКАЛЬКУЛИЯ — что это. Профилактика и диагностика

Дискалькулия

Дискалькулия. Многие дети имеют проблемы с математикой в школе и из-за этого недолюбливают ее, но для некоторых из них трудности с этим предметом выходят далеко за рамки небольшого негодования и непонимания. Если математические проблемы вашего ребенка серьезные — и постоянные — они могут быть признаком расстройства обучения, называемого дискалькулия.

Дискалькулия — это термин, используемый для описания определенных нарушений в обучении, которые влияют на способность ребенка понимать, изучать и выполнять математические и числовые операции. Дискалькуляцию иногда называют «дислексией числа» или «математической дислексией». Это нарушение характеризуется трудностями с пониманием значения числа, выполнением расчетов, проблемами с логическим мышлением и математическими рассуждениями. Примерами таких трудностей, с которыми сталкиваются в жизни дети, имеющие это расстройство, могут быть сложности с пониманием и привязкой цифр и символов к конкретным суммам и значениям, трудности с подсчетом денег и указанием времени на часах. Также стоит уточнить, что дискалькулия не является расстройством психического здоровья, а рассматривается как невербальная неспособность к обучению математической науке.

Хотя исследования распространенности этого недуга ограничены, но по оценкам, от 5 до 7% детей младшего школьного и дошкольного возраста могут иметь дискалькулию, у подростков она диагностируется значительно реже. В настоящее время также считается, что дискалькулия встречается одинаково у обоих полов. В 2015 году было установлено, что 11% детей с дискалькулией также имеют синдром дефицита внимания и геперактивности (СДВГ).

Хотя исследования распространенности этого недуга ограничены, но по оценкам, от 5 до 7% детей младшего школьного и дошкольного возраста могут иметь дискалькулию, у подростков она диагностируется значительно реже.
Дискалькулия

Исторический аспект

Термин «дискалькулия» (англ. dyscalculia; ударение в слове падает на второй слог) восходит приблизительно к 1949 году. Он происходит от древнегреческого слова δυς, что значит «плохо» и латинского calculāre, в значении «считать». В 1974 года один чехословацкий ученый определил дискалькулию как «структурное нарушение математических способностей». Его исследования доказали, что неспособность к обучению была вызвана нарушениями в определенных частях мозга, которые контролируют математические вычисления, а не потому, что люди с такими симптомами были «умственно отсталыми». Сейчас же исследователи иногда используют термины «математическая дислексия» или «неспособность к обучению математике», когда упоминают об этом состоянии.

Термин часто используется для обозначения неспособности выполнять арифметические операции, но также определяется некоторыми педагогами и когнитивными психологами, такими как Станислас Дехен и Брайан Баттерворт, как более фундаментальная неспособность осмыслить числа как абстрактные понятия сравнительных величин. Это умение исследователи считают фундаментальным, таким, на котором строятся другие математические способности.

Чаще дискалькулия развивается как генетически обусловленная неспособность к обучению, которая влияет на возможность человека понимать, запоминать, манипулировать числами или числовыми фактами (например, таблицей умножения). Симптомы дискалькулии включают проблемы с простым подсчетом, неспособность запомнить простые арифметические факты, такие как сложение, вычитание и т. д. Но на сегодняшний день известно мало симптомов заболевания, поскольку было проведено небольшое количество исследований.

Причины и механизмы дискалькулии

Ученые не знают точно, что вызывает дискалькулию. Но они полагают, что отчасти это может быть связано с различиями в том, как устроен мозг, и как он функционирует. Исследования также показали, что для детей с данным нарушением предвкушение необходимости заниматься математикой активирует те же центры в мозге, которые регистрируют внутренние угрозы и физическую боль. Вот несколько возможных причин возникновения дискалькулии:

  • Дискалькулия может быть связана с дисфункцией в области вокруг внутрипариетальной борозды и, возможно, также в лобной доле.
  • Гены и наследственность. Проведенные исследования показывают, что генетика может играть роль в проблемах с математикой.
  • Дискалькулия у девочек может была связана с синдромом Тернера – генетическим состоянием, при котором одна Х-хромосома частично или полностью отсутствует. Хотя предполагаемая связь до конца не установлена.

Стоит отметить, что математические нарушения могут возникать в результате некоторых видов черепно-мозговых травм. В таком случае, используется термин «акалькулия», поскольку она является приобретенным расстройством, которое, как правило, диагностируется у взрослых людей и людей преклонного возраста, к примеру, переживших инсульт. Дискалькулия же имеет врожденное, генетическое происхождение. Кроме этого, не все проблемы с математикой, даже серьезные, вызваны дискалькулией или акалькулией. Такие виды расстройств, как дислексия (нарушение способности к овладению навыками чтения и письма в случае сохранения общей способности к обучению), дисграфия (частичное нарушение процесса письма, трудности с овладением письменной речью), синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы со зрительной или слуховой обработкой информации и другие также могут повлиять на способность ребенка решать математические задачи и уравнения.

Признаки и симптомы дискалькулии

Дискалькулия у детей имеет неодинаковые проявления, что зависит от возраста ребенка и других факторов. Так, симптомы болезни с возрастом становятся более очевидными. Однако первые признаки могут появиться уже в дошкольном возрасте. К распространенным симптомам заболевания относятся такие:

  • Сложности с определением времени на часах;
  • Счет на пальцах в течении длительного времени после того, как сверстники перестали использовать этот прием подсчета.
  • Трудности в определении, какое из двух чисел больше;
  • Сложности с выяснением последовательности чисел;
  • Сложности с подсчетом денег, оценкой стоимости чего-либо
  • Нераспознавание чисел и их символов;
  • Трудности с сопоставлением чисел и их значений;
  • Неспособность выполнять простые арифметические операции (сложение, вычитание, умножение и деление);
  • Ошибки в написании, чтении и произношении чисел, например, перестановка, добавление и пропуски чисел в рабочей тетради;
  • Плохая память (удержание и извлечение) на числа и элементарные математические понятия. Когда ребенку трудно вспомнить названия чисел, или если он в состоянии выполнить определенные математические операции в один день, но на следующий не может вспомнить и повторить проделанное. Также это включает проблемы с запоминанием таких номеров, как почтовые индексы, адреса, номера телефонов и прочее.
  • Неспособность понимать математику на концептуальном уровне, или способность понимать, но не возможность применять эти концепции на практике.
  • Сложности с умственной оценкой величины объекта или расстояния между объектами, визуально-пространственным восприятием.
  • Трудно оценивать, сколько времени потребуется на выполнение чего-либо.
  • Неспособность понять и запомнить математические понятия, правила, формулы и последовательности.
  • Неспособность сосредоточиться на поставленных задачах и сложности в выполнении элементарных заданий.
  • Проблемы с логическим мышлением, группированием и классифицированием предметов.
  • Сильное отставание от других детей в обучении математике и на других занятиях.
  • Ребенок может выглядеть рассеянным и дезориентированным.

При наличии у ребенка каких-то из выше перечисленных симптомов, необходимо пройти профессиональное обследование на дискалькулию. Это включает диагностические тесты и разного рода упражнения и задания на вычисление. В отдельных случаях необходима консультация логопеда. Обнаружить признаки дискалькулии у ребенка может помочь школьный учитель или репетитор по математике, который обратит внимание на сильное отставание ученика по этому предмету, группе предметов и от своих сверстников в целом.

Классификация и виды дискалькулии

  • Вербальная дискалькулия – нарушение словесного обозначения математических понятий.
  • Лексическая дискалькулия — нарушение чтения математических знаков.
  • Графическая дискалькулия – нарушение записи математических символов или знаков, а также нарушение правильного воспроизведения геометрических фигур.
  • Операциональная (или идеогностическая) дискалькулия – неспособность оперировать цифрами и выполнять простые математические задания.
  • Практогностическая дискалькулия – неспособность считать или сравнивать конкретные, наглядные объекты или их символы.

Диагностика дискалькулии

На самом базовом уровне дискалькулия — это неспособность к обучению, влияющая на нормальное развитие арифметических навыков. До сих пор не достигнуто консенсуса по соответствующим диагностическим критериям дискалькулии. Также нужно учитывать, что математика является специфической и сложной областью знаний (она включает в себя множество разделов, таких как арифметика, алгебра, геометрия и т.д.). Она также является кумулятивной (то есть все математические навыки основываются друг на друге, так что для овладения более сложными навыками необходимо усвоить много базовых).

Базовое исследование численных способностей у детей включает как вербальные, так и невербальные аспекты обработки чисел. Примерами упражнений, которые используются для проверки наличия у школьника или дошкольника дискалькулии являются следующие: прямой и обратный отсчет, чтение вслух и диктование простых и многозначных чисел, простая арифметика (задачи на сложение, вычитание, умножение и деление) и более сложные арифметические задачи, требующие некоторого планирования. Визуально-пространственные навыки также играют огромную роль в математике. Срисовка фигур или рисование их по памяти — хороший способ выявления проблем ребенка в этой области.

Помимо использования тестов успеваемости в качестве диагностических критериев, для диагностики дискалькулии также применяются специфичные для предметной области тесты (тесты на проверку памяти, интеллекта, внимательности и т. д.). У половины детей с дискалькулией есть и другие проблемы с обучением. Понимание полной картины обучения и успеваемости ребенка может помочь разобраться в текущем положении вещей. Также необходимо исключить любые другие медицинские проблемы, такие как нарушения слуха или зрения, которые могут негативно сказаться на процессе обучения школьника.

Как лечить заболевание?

Лечение дискалькулии может варьироваться в зависимости от характера и степени выраженности расстройства. Но учитывая специфический характер болезни, для ее преодоления используется терапевтический прием, такой как когнитивная реабилитация, а медикаментозного лечения не предусматривается. После выявления у ребенка проблем с обучением и когнитивных нарушений, связанных с дискалькулией, специалист разрабатывает план по их преодолению. Это возможно путем приспосабливания урока к индивидуальным потребностям ребенка, сосредотачиваясь на том, что вызывает у него наибольшие трудности. Цель состоит в том, чтобы создать стабильную основу для развития навыков. Для того, чтобы помочь ребенку развить математические навыки необходим практический подход. Например, можно использовать конкретные материальные предметы, такие как цветные стеклянные камни, фигурки, игрушки и прочее, чтобы в форме игры научить ребенка считать и выполнять простые арифметические операции.

Рекомендации

Если Вам интересна тема дискалькулии или вы не понаслышке знакомы с ней, то дополнительную информацию об этом нарушении, методах его диагностики, коррекции и устранения можно прочесть в следующих книгах с психопатологии, методических пособиях и научных статьях: Баряева Л.Б., и Кондратьева С. Ю. «Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью», Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. «Профилактика и коррекция дискалькулии у детей» (2015 г.), Лалаева Р.И., Гермаковска А. «Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция» Грибанов А. В., Рысина Н. Н. «Понятие о дискалькулии: психофизиологические аспекты развития», «Особенности поведенческого развития у детей с дискалькулией», Белова И.К., Былич Р.В., Волкова Й.Н. «Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР», Степкова О. В. «Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи» (автореферат или диссертация), Афанасьева Е.А. «Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи», «Коррекционно-педагогическая работа по профилактике дискалькулии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» а также в книге «Дискалькулия, или Почему ребенок плохо считает?» Татьяны Ворониной

По материалам — novoston.com

Дискалькулия у детей имеет неодинаковые проявления, что зависит от возраста ребенка и других факторов. Так, симптомы болезни с возрастом становятся более очевидными. Однако первые признаки могут появиться уже в дошкольном возрасте.
Дискалькулия

Рекомендуемые статьи:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: