Эффект Вертера

Эффект Вертера

Эффект Вертера; синдром Вертера — массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевидением или другими СМИ, либо описанного в популярном литературном или кинематографическом произведении.

Это началось более двух веков назад. На улицах городов по всей Европе то и дело появлялись пестро одетые молодые люди. Желтая жилетка, синий фрак и панталоны могли бы стать модной тенденцией. Прогрессивная молодежь находилась под впечатлением от прочтения романа великого Гете «Страдания юного Вертера».

Произведение принесло автору мировую известность. Но кто бы мог подумать, что люди захотят скопировать не только привычки в одежде, но и ужасающую концовку сюжета: в финале главный герой стреляет себе в голову. Тогда эффект Вертера как явление не был классифицирован. А в 70-х годах XVIII века власти в Германии, Дании и Италии не нашли ничего лучшего, как запретить данное произведение, прекратив провоцировать впечатлительную молодежь на суицид.

Эффект Вертера; синдром Вертера — массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевидением или другими СМИ, либо описанного в популярном литературном или кинематографическом произведении.

Два столетия спустя американский социолог Дэвид Филипс исследовал причины массовых самоубийств, спонтанно возникших после прочтения романа Гете. Подражатели юного Вертера так же, как и главный герой, страдали от неразделенной любви и не видели смысла в продолжении существования в этом бренном мире. Мощный посыл произведения заставил людей до конца пережить эту историю.

Однако синдром юного Вертера по прошествии двух веков никуда не исчез. Дэвид Филипс начал независимое расследование. Ученый проанализировал детали 12 тысяч самоубийств, что освещались в телевизионных новостях, и пришел к страшному выводу.

Людям действительно свойственно копировать попытки суицида, неважно, из каких источников они об этом узнали: из литературы, газет, новостных программ или телевизионных фильмов. Так в психологии возник новый термин – эффект Вертера.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ: Представители масскультуры.

Наиболее показательным примером можно считать массовые отравления как солидарность со смертью любимой актрисы середины ХХ века Мерлин Монро. Многие люди не находили в себе сил пережить утрату и присоединялись к ней в своем последнем решении.

*После данного инцидента количество самоубийств возросло на 10%.

В новейшей истории еще свежи в памяти поклонников воспоминания о гибели фронтмена группы «Нирвана» Курта Кобейна. В апреле 1994 года музыкант был найден мертвым на полу собственного дома с простреленной головой. При нем были обнаружены оружие и предсмертная записка.

Не стоит говорить, что лидер культовой рок-группы невольно обрек на смерть массу почитателей своего таланта. Молодые люди расценивали этот акт не как желание поиграть со смертью или обратить на себя внимание, а как знак протеста.

Когда после прочтения книги Карамзина «Бедная Лиза» Россию накрыла волна самоубийств через утопление, у прудов и озер поставили щиты с ироничной надписью:

«Здесь в воду кинулась Эрастова невеста, топитесь, девушки, в пруду довольно места».

*После этого утопления прекратились, так как это уже было не так романтично.

Российский психолог Анатолий Харченко считает, что наше поведение основано на алгоритмах, которые мы бессознательно воспринимаем через поведение окружающих, книги и сообщения средств массовой информации.

Существует любопытная закономерность — чем чаще внешние источники сообщают о каком-то способе агрессии, тем чаще эти способы выбираются преступниками в жизни. Вывод психолога — книги и телеэкран являются по степени их влияния истинными «богами» для многих людей. Сам факт знания человека, что читаемая им книга или смотрящийся им фильм являются популярными, заставляет работать эффект подражания.

Именно в целлулоидном и бумажном мире мы невольно находим сценарии для своей судьбы. Чтение детективов и страсть к телевизионным триллерам действительно могут быть опасными. Для кого? Для нас самих. Бессознательное «впитывает» сценарии, и кто поручится, что в каких-то условиях эти «программы» не заработают?

Именно в целлулоидном и бумажном мире мы невольно находим сценарии для своей судьбы. Чтение детективов и страсть к телевизионным триллерам действительно могут быть опасными.

По материалам — Переворот в сознании

Рекомендуемые статьи:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: