ИДЕНТИЧНОСТЬ личности — что это. Типы идентичности

Идентичность

Идентичность. «Кто я?», «Какой я?», «Где свои, а где чужие?», «Я такой же, как кто?» – вопросы, которые рано или поздно задает себе каждый человек. Самоопределение – одна из сложнейших проблем психологии. В науке это называют идентичностью. Образовано от латинского identitas, что означает «тождественный, одинаковый». Чем важна идентичность личности, какой бывает и за что отвечает, чем опасна ее потеря – разберемся во всем по порядку.

Что такое идентичность: определение

Это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Социальная идентичность важна для развития и становления личности. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой. Рассмотрим подробнее понятие и определение.

Самоопределение – одна из сложнейших проблем психологии. В науке это называют идентичностью.
Идентичность

Понятие идентичности

Что это, согласно Википедии? Это свойство психики в сжатом виде выражать для человека, как он представляет свою принадлежность к разным группам и общностям.

Идентичность в психологии – это осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:

  • находить баланс между личным и общественным;
  • объединять свой опыт и опыт общества;
  • охранять свою цельность и неизменность, несмотря на перемены во внешнем мире.

Проще говоря, идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя как такого же, как кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д.

Формирование идентичности

Согласно теории Эриксона, формирование обусловлено разрешением возрастных кризисов. Каждое из благополучных разрешений дает новую Эго-силу субъекта. Если конфликт разрешается неблагополучно, то возникают проблемы с самоопределением. Обычно мы называем это «запутался в себе».

Рассмотрим кризисы, о которых говорил Эрик Эриксон:

  1. До 1 года. Это кризис доверия-недоверия. Сила при благоприятном разрешении кризиса – надежда. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я доверять миру?».
  2. От 1 до 3 лет. Сопротивление независимости (автономности) и чувства стыда. Сила при благоприятном разрешении – воля. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я управлять своим телом и поведением?».
  3. От 4 до 6 лет. Противоречие инициативы и чувства вины. Сила при благоприятном разрешении – целеустремленность. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я быть независимым от родителей, самостоятельно открывать и развивать свои возможности».
  4. От 7 до 12 лет. Кризис трудолюбия и чувства неполноценности. Сила при благоприятном разрешении – уверенность в себе. Ребенок ищет ответ на вопрос «Способен ли я…?».
  5. От 13 до 19 лет. Кризис эго-идентичности и смешения ролей. Сила при благоприятном разрешении – верность. Подросток (юноша) ищет ответ на вопрос «Кто я, какой я?».
  6. От 20 до 25 лет. Кризис интимности и изоляции. Сила при благоприятном разрешении – любовь (способность любить). Молодой человек ищет ответ на вопрос «Могу ли я выстраивать близкие отношения?».
  7. От 26 до 64 лет. Кризис продуктивности и застоя. Сила при благоприятном разрешении – забота. Человек ищет ответ на вопрос «В чем смысл моей жизни? Чего я достиг и чего еще хочу достичь?».
  8. От 65 до смерти. Кризис целостности и чувства безысходности (отчаяния). Сила при благоприятном разрешении – мудрость. Человек отвечает на вопрос «Был ли смысл в моей жизни? Доволен ли я ей?».

Разрешение конфликта зависит от развития личности на предыдущем этапе и от общего духовного уровня общества, в котором живет субъект.

Структура идентичности

Э. Эриксон выделил четыре элемента в структуре:

  1. Индивидуальность. Человек осознает, что он и его опыт уникален, он воспринимает себя как отдельную, независимую единицу общества.
  2. Тождественность, целостность. Человек ощущает осмысленность и слаженность жизни. Он видит и принимает связь между прошлым, настоящим, будущим, между тем, каким он был и каким хочет стать.
  3. Синтез. Ощущение внутренней гармонии, единство и синтез образов из детства и настоящего.
  4. Социальная солидарность. Человек разделяет идеи общества и отдельной группы, к которой относит себя. Он ожидает признания, уважения, поддержки со стороны референтной группы. Он рассчитывает, что ее участники оценят его причастность.

Идентичность и идентификация: в чем разница

Если говорить коротко и простыми словами, то идентификация – это процесс отождествления человеком себя с какой-то группой, подражание ей, стремление соответствовать, а идентичность – результат идентификации, представления человека о себе как участнике какой-либо группы. Иногда, даже довольно часто, эти понятия используют как синонимы. Однако с точки зрения психологии, это неправильно. Как отмечал, Эриксон, идентичность (результат) начинается там, где заканчивается идентификация (процесс).

Типы идентичности

Социальная идентичность – это свойство личности относить себя к какой-либо группе. Группы бывают разными: политическими, этническими, гендерными, культурными и т.д. Соответственно, и социальная идентичность личности бывает разных видов. Рассмотрим это подробнее.

Гендерная идентичность

Не нужно путать с половой и сексуальной идентичностью. Гендер – это система характеристик образа мужчины (маскулинность) и образа женщины (феминность). Это ожидания общества о том, как человек должен себя вести, какими чертами характера обладать, как выглядеть и т.д. Чаще всего гендер соответствует полу, но это не обязательно. Вместе с этим гендер не имеет никакого отношения к сексуальной ориентации, хотя иногда бывает связан с этим.

Гендерное самоопределение подразумевает выбор социальной роли в обществе. Как правило, это навязывают еще в детстве. Поэтому мальчики выбирают мужской гендер, девочки – женский. Однако в нашем мире не так уж редко встречаются женственные мужчины и мужественные женщины, а также популярен феномен андрогинности. Но все это тема для другой статьи.

Половая идентичность

Пол – это набор психофизиологических характеристик. С полом рождаются. Первое осознание половой принадлежности приходит примерно в 2–3 года.

Сексуальная идентичность

В этом случае речь идет о сексуальной ориентации. Те есть человек относит себя к гетеросексуалистам, гомосексуалистам или бисексуалам. Пик становления этой идентичности приходится на подростковый–юношеский возраст.

Этническая идентичность

Это понимание человеком своих корней и ощущение принадлежности к ним, общности с этнической группой. Этническая идентичность во многом зависит от культуры общества. Проявляется на когнитивном, ценностном и эмоциональном уровне.

Национальная идентичность

Формируется в процессе социализации личности. Зависит от общества, в котором живет человек. Предполагает усвоение языка, жестов, мимики, поведения, характерного для того этноса, в котором живет индивид. Конечно же, вместе с этим вырабатывается менталитет, характерный для этого народа. Из-за активного смешения народностей все чаще наблюдаются проблемы с этническим самоопределением. Эта проблема все чаще приковывает взгляды психологов.

Профессиональная идентичность

Выбор профессии, призвания – одна из самых сложных частей самоопределения. Большинство людей считает, что профессиональное самоопределение происходит только в юности. На самом деле это беспрерывный, пожизненный этап. Смена работы или профессии, повышение навыков, прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации и т.д. – все это входит в систему профессионального самоопределения.

Культурная идентичность

Это принадлежность к культуре какой-либо группы. Человек разделяет ее ценности, нормы, атрибуты. Ярче всего это заметно на примере подростковых субкультур. Эмо, готы, рокеры, вейперы – всех и не перечислишь. В широком смысле идентичность культурная – это отождествление индивидом себя с культурой общества, в котором он живет.

Проблема культурной идентичности – очень сложный вопрос. Так как в структуру культурной идентичности входят другие типы: этническая, гендерная, сексуальная, религиозная. Все они взаимосвязаны, а иногда вступают в противоречие друг с другом.

Идентичность цивилизационная

Это восприятие человеком себя как субъекта конкретной цивилизации. То есть это отношение к конкретному государству, обществу на определенном этапе его развития.

Групповая и Эго-идентичность

Их нужно рассматривать вместе, потому что и формируются они параллельно. С первых дней жизни родители приучают ребенка к социальному взаимодействию, подталкивают его к общению с группой. Первая группа в жизни ребенка – это семья. Потом появляются друзья. Это и есть групповая идентичность: включение в жизнь группы, принятие ее мировоззрения.

В это же время развивается эго-идентичность. Она предполагает ощущение устойчивости, неизменности сущности человека. Вокруг может меняться многое, сам человек растет, взрослеет, но при этом у него остается чувство единства, непрерывности своего Я, принятие своей внешности и внутреннего мира на любом этапе как единства. Эго-идентичность – это в психологии целостность личности («в целом, сейчас я такой же, каким был в детстве, несколько лет назад»).

Формирование эго-идентичности происходит на протяжении всей жизни. Оно проходит через кризисы, которые мы уже рассмотрели в начале статьи. Каждому кризису соответствует одна задача. Ее выдвигает общество. Именно поэтому и принято рассматривать групповую и эго-идентичность вместе.

Потеря идентичности

«Потерял себя», «Не знаю, кто я», «Запутался в себе», «Не знаю куда иду, чего хочу» – такие мысли посещают человека, который утратил идентичность. Человек теряет веру в себя, понимание своего места в мире, целостность своего Я. Утрированный пример потери идентичности – психически больные люди, которые считают себя Наполеонами, Иисусами и т.д. Этот пример относится к патологической крайности, ими разбирается психиатрия. Мы же поговорим о том, с чем работают психологи.

Причины

Причины потери идентичности (личностного кризиса):

  • резкие перемены в обществе (например, многие люди столкнулись с этой проблемой, когда развалился СССР);
  • серьезные и неблагоприятные изменения в жизни самого человека (увольнение, банкротство, развод, чья-то смерть);
  • возрастной кризис, например, кризис среднего возраста.

В общем, причина потери личностной идентичности – стресс. Притом это может быть как неприятное переживание, так и весьма приятное. Например, свадьба, долгожданный переезд в другую страну, рождение ребенка тоже может вызвать потерю идентичности. Это происходит из-за любого сильного психологического потрясения.

Симптомы и признаки

Симптомы потери идентичности:

  • частые сомнения типа «Почему я не уйду с этой работы?», «Что я здесь делаю?», «Почему я живу с этим человеком?»;
  • постоянные размышление о смысле жизни и предназначении;
  • чувство неопределенности;
  • фрустрация;
  • хроническая тревожность;
  • неспособность сформировать систему ценностей и устойчивых убеждений;
  • сомнения в правильности своих действий;
  • боязнь будущего;
  • нерешительность в поступках.

У некоторых людей кризис заметен невооруженным глазом. Они бесцельно проводят время, скитаются, у них нет работы или они часто меняют ее, либо застревают на одной должности (как правило, низкой). Кто-то не может даже получить образование. Кто-то попадает в плохую компанию, кто-то в тюрьму. Но большая часть людей просто существует. Они несчастны, не понимают, чего хотят и что могут, куда им нужно двигаться. В общем, человек в таком состоянии не знает, кто он, а потому не может быть собой и сильно страдает от этого.

Опасность состояния

Чем опасно такое состояние:

  • истощение,
  • дезадаптация,
  • десоциализация,
  • изоляция,
  • депрессия,
  • неврозы,
  • суицид,
  • зависимости.

Некоторые люди пытаются утешить себя алкоголем, наркотиками или случайными сексуальными связями. Кто-то начинает хвататься за все подряд (любые виды деятельности), но это только усиливает ощущение пустоты и фрустрацию. Другие просто впадают в тоску и запираются дома, выжидая смерти.

Что делать

Вспомните, где вы видели себя в последний раз. Попробуйте вспомнить, когда вы чувствовали себя хорошо. Каким человеком вы были в тот момент, где находились, кто был рядом. Начните с анализа детства и постепенно двигайтесь к настоящему. Вспомните, что вы умели, о чем мечтали, чего хотели. А почему отказались от этого? Может быть, пора снова к этому вернуться? Подумайте, что раньше приносило вам радость, что было смыслом жизни, стимулом. Если вы не можете вернуть именно это, то подумайте, чем можно заменить, что похоже на это.

Таким образом, нужно найти причину (то, что вас подкосило) и работать с этой сферой. Нужно заново пройти все этапы развития, начиная с детства. Лучше обратиться к специалисту. В некоторых случаях бывает достаточно всего одной консультации.

Кризис идентичности

Это не патология, а неотъемлемая часть развития личности. С этим сталкивается каждый из нас. На каждом этапе взросления индивид сталкивается с кризисом идентичности. Это переломный момент в жизненном цикле. В этот момент человек выбирает прогресс или регресс, включение в общество или отдаление от него. Самым важным и трудным считается кризис отрочества (подростковый) и юношеский (13–19 лет по Эриксону).

На этом этапе молодому человеку предстоит методом проб и ошибок выбрать профессию и жизненный путь, найти свое место в мире и при этом сохранить свою уникальность. Его мучает вопрос, как он выглядит в глазах других людей. Он спрашивает себя о том, какой он и чего может добиться. Пик кризиса самоопределения приходится на юношеский возраст. На этом этапе человек или взрослеет, входит в мир взрослых (взрослая идентичность) или остается на том же детском, подростковом уровне развития (диффузная идентичность).

Наверняка, вам приходилось встречать этих вечных подростков. Им может быть 20,30 или 40 лет. Но они ведут себя как дети. Они не готовы к взрослой жизни, не умеют любить, не могут найти стабильную и достойную работу.

Психологи назвали несколько признаков неудачного разрешения кризиса (черты личности):

  • инфантильность, попытки отсрочить взросление (утрированная детскость в одежде, поведении, речи и т.д.);
  • постоянное слабое чувство тревоги;
  • ощущение отчужденности от общества, опустошенности («меня никто не понимает»);
  • постоянное ожидание улучшений, жизнь в мечтах или ожидании, что все само собой разрешится («вот это точно приведет меня к успеху»);
  • страх общения, особенно с противоположным полом;
  • негативное отношение к общественным ценностям, общепризнанным ролям мужчины и женщины;
  • негативное отношение к своей родине, восхваление другой страны («там намного лучше, чем у нас»).

Знакомый портрет, не правда ли? У нас половина молодого населения под него подходит. А почему? Потому нестабильная обстановка в стране, потому что взрослые не понимают, что их ждет завтра, а потому и не могут корректно воспитывать детей. Если говорить обобщенно и опираться на теорию Эриксона, то существуют две причины неблагоприятного разрешения кризиса юности: неблагоприятное разрешение предыдущих кризисов (это связано с издержками семейного воспитания и среды развития ребенка) и общая духовная деградация общества.

Социальная идентичность – это свойство личности относить себя к какой-либо группе
Идентичность

Рекомендуемые статьи:

По материалам — onona.online

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: