Либертарианство. Виды либертарианства

Либертарианство

Либертарианство. Общей идеей либертарианства является индивидуальная свобода, неприкосновенность частной собственности и невмешательство государства в экономику и жизнь людей. Два основных течения либертаринцев — это анархо-капиталисты, которые считают, что государство не нужно совсем, и минархисты, полагающие, что минимальное государство необходимо для поддержания правопорядка. На самом деле течений значительно больше, и здесь я попробую кратко разобрать большую часть из них.

Классический либерализм

Либертарианство является развитием идей либерализма, окончательно сформулированных в США и Европе в 19 веке, но восходящих и к более ранним работам, в частности к политической философии Джона Локка. В 20 веке либерализм приобрел несколько иное значение, сильно ассоциированное с социальной демократией и идеями равенства и позитивной свободы, что потребовало изменения названия исходного политического течения на «классический либерализм», а также привело к появлению нового «либертарного» дискурса.

Либертарианство является развитием идей либерализма, окончательно сформулированных в США и Европе в 19 веке
Либертарианство

Классические либералы выступают за минимальное государство, которое должно поддерживать правопорядок, инфраструктуру и оборону страны, низкие налоги, отсутствие пошлин и интервенций в экономику, максимально возможную рыночную и политическую свободу. Каким образом должно осуществляться управление в подобном государстве специально не оговаривается, но обычно подразумевают либеральную демократию и республику с сильной федерализацией. В целом классический либерализм задает не конкретную политическую повестку, а вектор движения в сторону либерализации экономики, свертывания социальных программ, уменьшения государственных расходов, легализации оружия, контрактной армии и т.д.

Минархизм

В отличии от классического либерализма, целью минархизма является создание по-настоящему «минимального» государства. В теории, функции государства при минархизме должны ограничиваться всего тремя сферами: армией, полицией и судебной системой. Еще одним отличием является то, что минархизм вовсе не подразумевает либеральной демократии, он вполне может быть реализован при монархии или каком-либо ином авторитарном режиме, главным условием является ограничение государства функциями поддержания правопорядка и защиты базовых прав граждан.

При всем этом, выбор именно этих трех функций — армии, полиции и суда, с точки зрения многих либертариев, является достаточно произвольным: не очень понятно, почему все остальные сферы жизни могут спонсироваться частным образом, а именно эти три — обязательно из налогов. Вопрос с налогами также является не до конца проясненным, т.к. минархисты вполне допускают идею частных денег и отсутствие Центрального Банка, но с трудом могут объяснить каким образом в такой системе будет происходить регулярное налогообложение и борьба с уходом от него.

Для всех этих проблем по отдельности можно найти решение или указать на их неактуальность, предлагая также как и с классическим либерализмом просто двигаться в направлении «наибольшей свободы», но зыбкость самой концепции приводит к существованию множества разных вариантов, кардинально отличающихся у каждой из либертарианских политических партий и организаций.

Анархо-капитализм по Ротбарду

В анархо-капитализме всё должно принадлежать частным лицам и являться чьей-либо собственностью, за исключением тех вещей, собственность на которые еще никем не оформлена. Мюррей Ротбард в своей книге «К новой свободе: либертарианский манифест» подробно описывает то, как по его мнению должно быть устроено подобное общество, включая частную судебную систему, дороги, улицы, полицию, армию и т.д. Одним из ключевых моментов, который, по мнению Ротбарда, должен поддерживать функционирование данной системы является Принцип Ненападения (NAP), подразумевающий запрет на инициацию насилия против человека или его собственности со стороны любого другого человека или организации.

NAP в данной концепции выводится из «естественного права» человека на свою жизнь. Право собственности также является частью «естественного права» по не очень очевидным философским причинам. Нарушившие NAP субъекты являются преступниками, против которых могут быть выдвинуты судебные обвинения и только в их отношении может быть применено легальное насилие. Как все это должно работать тоже лучше всего читать в самом манифесте. При этом подразумевается, что NAP возводится в ранг высшей правовой нормы, и на его основе должна быть принята некая гласная или негласная Конституция, на основе которой будет работать вся частная судебная и правоохранительная система.

Самым слабым местом в данной концепции анархо-капитализма является тот факт, что мы подразумеваем, что общество, разделенное на множество частных общин и корпораций со своей полицией и судебной системой, по какой-то причине будет обладать одинаковым представление о NAP и толковать его однозначным способом в спорных ситуациях.

Анархо-капитализм (контрактные юрисдикции)

В основе контрактных юрисдикций (КЮ) лежит идея, которая не могла придти в голову Мюррею Ротбарду, жившему в эпоху до распространения Интернета и мобильной связи. КЮ являются частными корпорациями, которые предоставляют страховые, правоохранительные, судебные, охранные и любые другие спектры услуг для любого человека, кооператива или организации, при этом физически располагаясь на произвольно большом расстоянии от них, и работая по аналогии с мобильными и Интернет провайдерами. Человек может подписывать договора с любыми юрисдикциями, готовыми его принять, обязываясь таким образом выполнять указанные в договорах правила и принимая на себя ответственность за их нарушение.

Таким образом может существовать неограниченное количество частных организаций (КЮ) с собственными принципами, правилами и законами, которые на добровольной основе обслуживают своих граждан, выполняя все те функции, которые раньше брало на себя государство. Международная политика, в свою очередь, заменяется договорными отношениями между разными КЮ, заключающими разного рода торговые и военные соглашения, альянсы и т.д.

Что немаловажно, данная концепция анархо-капитализма полностью лишена необходимости в признании всеми юрисдикциями Принципа Ненападения или любой другой общей для всех правовой концепции, полностью базируясь на обычном современном позитивном праве. Каждая КЮ может иметь собственную законодательную, судебную и правоохранительную систему (или пользоваться аутсорсом от других фирм и КЮ), применимую ко всем гражданам и лицам без гражданства данной КЮ, находящимся на ее территории. Конкуренция между различными системами и возможность свободного выбора между ними автоматически приводит к нормализации большинства из них и торговой, политической и финансовой изоляции особо маргинальных вариантов.

Экстерриториальные государства

Это описание состояния общества, промежуточного между современным нам и анархо-капиталистическим. Выбор между множеством контрактных юрисдикций, являющихся провайдерами (бывших) государственных услуг — это прекрасная идея, но она не объясняет, откуда эти контрактные юрисдикции могут взяться, и куда собственно делись знакомые нам национальные государства.

В этой концепции показывается, что всё, что требуется для начала перехода к анархо-капитализму — это появление экстерриториальных государств, которые будут оказывать традиционным государствам услуги по интеграции современной правовой и юридической системы, признаваемой по всему миру. Экономист Пол Рамер еще десять лет назад предложил идею о создании на территории менее развитых стран Африки частных городов, которые будут созданы по самым современным образцам, а их управление возьмут на себя развитые страны, заключившие соответствующие договора с местным правительством. Это создаст возможность для местного населения получить доступ к современному образованию, новым рабочим местам, и даст бизнесу надежную арбитражную систему, не связанную с местной коррумпированной системой правосудия.

Подобные зоны, подчиненные законодательству другой страны, являются не такой редкостью, наиболее известными историческими примерами являются Гонконг и Макао, а также Бермудские и Багамские острова. Также примером мест, в которых применяется особый тип законодательства с арбитражем, находящемся в международной юрисдикции, являются так называемые офшорные зоны.

Построение подобной системы «импорта правосудия» создает возможность взаимовыгодной сделки между разными государствами по создания гибридной территории: страна третьего мира платит специалистам из развитого государства за постройку или модернизацию на ее территории особого города, в котором будет действовать торговое и корпоративное право развитого государства, что позволит привлечь на данную территорию иностранные инвестиции и бизнес, а также стать драйвером для развития местного предпринимательства (местная правовая система может быть коррумпирована и ненадежна с точки зрения инвесторов, поэтому создание зоны, подчиненной более надежной юрисдикции, резко повышает инвестиционный климат).

Но одновременно с этим подобная система при ее распространении создает конкуренцию между юридическими системами, которые фактически становятся товарами импорта/экспорта, и начинает размывать границы традиционных государств, т.к. с точки зрения местных жителей подобные особые зоны становятся идеальным местом для миграции, а успешные примеры таких частных городов, находящихся в экстерриториальной юрисдикции, сподвигают к созданию соответствующих пакетов услуг по администрированию и управлению городами и территориями, которые вполне могут оказывать не только государства, но и частные корпорации.

Агоризм

Термин агоризм был придуман Сэмюэлем Конкиным, и он относится скорее к стратегии, чем к идеологии. Идеологически агористы придерживаются тех же самых принципов, что и все другие либертарианцы — добровольного обмена, свободного рынка и невмешательства государства в частную жизнь и экономику. Но, согласно агоризму, построения такого общества невозможно достичь демократическими и другими политическими путями, требующими интеграции с существующей государственной системой.

Агористы считают необходимым создание и распространение методов «контрэкономики», т.е. рыночной деятельности, ведущейся в обход существующего законодательства. Работа черных рынков и теневой экономики всячески приветствуется, равно как и уход от налогообложения и обход различных законодательных норм, ограничивающих свободное ведение бизнеса. Объединение всех людей, работающих на серых и черных рынках, либертарианской идеологией должно позволить эффективно противостоять натиску государства, позволяя полностью исключить его из всех сфер человеческой деятельности.

Конечным этапом преобразования общества агористы считают появление агор, состоящих из теневого бизнеса и сравнимых по размеру с традиционными государствами, которые будут способны противостоять насилию со стороны государства, в том числе, путем прямого вооруженного конфликта. (Но, разумеется, вполне возможно и образование статус-кво, когда теневые рынки станут такими же большими, как государственные: за счет большей экономической свободы и меньших издержек они постепенно заменят собой все обычные государства путем обычной экономической экспансии).

Криптоанархизм

Криптоанархия тоже относится больше к стратегии, чем к идеологии. Движение появилось на заре становления Интернета, и основной его идеей является защита личной информации от любых посягательств со стороны третьих лиц и государства. Криптоанархисты также являются частью либертарианской идеологии, т.к. защищают свободный рынок и условия для анонимной торговли и обмена информацией, которые не могут быть ограничены государственной властью. Торренты, анонимные чаты, электронные деньги, анонимайзеры, даркнет и криптовалюты — все это создает все новые возможности для обхода любых государственных регуляций.

Одним из идеологических моментов, несовместимых с современной государственной экономикой, является создание частных денег, эмиссия которых не зависит от системы Центробанков, а стоимость определяется исключительно потребностями обмена и свойствами самих денег. Частные деньги ставят под угрозу существование современной государственной экономики и потенциально, при их широком распространении, могут сделать невозможным налогообложение, а следовательно и существование неконтрактных юрисдикций.

Также криптоанархисты приветствуют создание виртуальных государств, таких как Bitnation, которые в будущем могут послужить основой для появления полноценных контрактных юрисдикций и частных экстерриториальных государств.

Фузионизм и либертарный консерватизм

Фузионизм — это консервативная либертарная идеология, больше свойственная для США (особенно среди республиканцев), чем для какой-либо другой страны. Как и классический либерализм, она скорее указывает направление движения, чем имеет какие-то конкретные отличительные черты.

По большому счету, фузионизм является реакцией на современную социальную демократию, выступает за традиционные семейные ценности, минимальное вмешательство государства в жизнь людей, свободный рынок, низкие налоги, при этом часто осуждает миграцию и позитивную дискриминацию в пользу меньшинств.

Также либертарианские консерваторы часто являются христианами, и в связи с этим существует такое явление как христианское либертарианство, показывающее, что основные идеологические постулаты христианства и либертарианства не противоречат друг другу.

либертарианские консерваторы часто являются христианами, и в связи с этим существует такое явление как христианское либертарианство
Либертарианство

Рекомендуемые статьи:

По материалам — medium.com

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: