ГРЕХ — что это. Болезнь или преступление

Грех

В христианском мире распространено заблуждение, вследствие которого грех рассматривается как преступление против закона и заповедей Божьих; Бог рассматривается как Судья, причем очень строгий, карающий, а человек — как преступник, который должен обязательно понести тяжелое наказание за свое преступление. Такое понимание греха характерно для католического и протестантского богословия. Но оно также распространено сегодня и среди немалой части православных верующих.

При таком понимании греха христианин, если он не совершает каких-либо тяжких проступков (в частности против десяти заповедей Моисея), не видит за собой других, более глубинных, скрытых в его душе грехов и страстей, а следовательно, не видит и необходимости в их исповедании. По этой причине католики исповедуются, как правило, не чаще, чем один раз в год, а протестанты не исповедуются вообще (т.к. считают свои грехи искупленными крестной смертью Спасителя). И те и другие, в случае, когда чувствуют за собой какую-либо, на их взгляд, небольшую провинность, практикуют не исповедь, а мысленное покаяние перед Богом. В целом же, католики, и особенно протестанты, склонны считать себя практически безгрешными, праведными.

Подобный опыт, мысленного покаяния взамен исповеди, начинают практиковать сегодня также и некоторые православные верующие, в частности те, которые не понимают истинного смысла греха и исповеди. Изредка даже находятся отдельные священники, которые потакают такой  практике. Увы, подобная позиция является заблуждением и наносит большой вред душе человека.

Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех, как болезнь души
Грех

Православное святоотеческое понимание греха

Православное богословие, основанное на Священном Предании, понимает грех совсем иначе. Для него грех – это НЕ преступление, асерьезное заболевание души; грешник – тяжело больной пациент, а Бог – любящий Врач.

Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех, как болезнь души. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, и самые известные из них – в чине Исповеди. Человеку, исповедующему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».

Склонность ко греху содержится в самой падшей природе человека, который унаследовал ее от своих первородителей, согрешивших в Раю. Природа человека после изгнания его из Рая изменилась: он стал подвержен законам материального мира, и низменное в нем стало довлеть над возвышенным. Через это низменное сатана получил власть над человеком. Человек стал гордым и себялюбивым, хитрым, коварным, лживым, лицемерным; в то же время – раздражительным, обидчивым и ревнивым, злым, жестоким, мстительным, гневливым, алчным, похотливым, сластолюбивым. И много других пороков появилось у него. В православной аскетике эти пороки именуются страстями.

Таким образом, православное богословие, в отличие от католико-протестантского,  именует грех НЕ преступлением, а болезнью души. Поэтому, согласно православного вероучения, грешник нуждается не в наказании, а в лечении!

И Церковь предоставляет ему возможность такого лечения. 

У святых отцов есть разделение греха на три категории. Это грех:  первородный, родовой и личный. Первородный и родовой грех – это  греховное поражение человеческой природы, унаследованное от первородителей и своих непосредственных предков. И только личный грех подразумевает персональную ответственность человека за содеянное.

православное богословие, в отличие от католико-протестантского,  именует грех НЕ преступлением, а болезнью души
Грех

Рекомендуемые статьи:

По материалам — tyhomir.livejournal.com

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: