Для ребенка игра – это не только увлекательное занятие. Это важнейшая форма обучения, без которой становление человека просто невозможно. Сама природа позаботилась о том, чтобы маленький человек стремился играть, разыгрывать различные ситуации, фантазировать.
Игровая деятельность детей в каждом возрастном периоде имеет свои особенности и предполагает использование специфических форм и методов педагогического руководства ею. Она должна отвечать следующим общим особенностям:
1. Планомерное педагогически активное формирование практического опыта ребенка. Сущность его заключается в том, чтобы в процессе игры дошкольники на основе своих впечатлений усваивали содержание действий людей, назначение предметов, становились активными участниками познания действительности.
2. Выделение при организации обучающих игр (игр-занятий, игр-инсценировок, демонстрации образца игровых действий, игр-драматизаций) главного. В этом процессе ребенок учится ставить перед собой игровые задачи и решать их.
3. Своевременное обновление игровой среды, содержание которой призвано воссоздать в памяти ребенка недавние впечатления, побуждать к различным способам воспроизведения действительности.
4. Организация общения с детьми. При необходимости взрослый включается в игру как равноправный партнер, видоизменяя игровую среду, корректируя ролевые отношения.
Наверняка вы обращали внимание, что дети с большим интересом играют вместе со взрослым. Поэтому одним из основных приемов педагогического воздействия является ролевое участие в играх, что придает действиям детей целеустремленности и содержания, способствует их объединению для совместной игры, обогащает игровые замыслы, действия. Вопросы, обращенные к детям как к персонажам, способствуют становлению ролевой игры, поскольку дети с обогащением игры разнообразными действиями, возникновением сюжета начинают словами обозначать свои роли.
Если деятельность ребенка находится на уровне предметных игр, необходимо позаботиться о специальном обучении его игровым действиям, элементам игрового поведения. Для этого используют такие педагогические приемы, как предложение готового сюжета различной сложности («Мишка устал и пошел спать»), демонстрация образца игрового действия («Давай убаюкаем куклу – вот так»), использование в игре вместе с игрушками предметов-заменителей.
Активность детей развивают яркие игрушки, имитирующие знакомые им реальные предметы. Предметные игрушки должны соответствовать по величине (например, набор мебели и кукол) размеру руки дошкольника, его росту. Использование разнообразных приемов (вопросы, советы, беседы о содержании игры, распределение ролей в семье и т.д.) обеспечивает формирование у детей умения организовывать совместные игры.
В среднем дошкольном возрасте взаимоотношения детей концентрируются вокруг роли и соблюдения правил, к которым она обязывает. Важно, чтобы эти правила ориентировали на утверждение высоконравственных человеческих отношений и чувств.
Формирование способности развивать разнообразные сюжеты может происходить и в неигровых ситуациях. По мнению многих педагогов, эффективны предложенные итальянским писателем, автором книги «Грамматика фантазии» Джанни Родари (1920-1980) следующие приемы.
• Введение в сказку, рассказ нового персонажа, новой ситуации.
• Формирование вопросов в процессе бесед воспитателя с детьми.
• Реализация «бинома фантазии» – подбор двух персонажей, противоположных друг другу, взятых из разных сказок, смысловых контекстов. Дети должны сблизить их, объединить в новом рассказе.
• Умышленное изменение ситуации, в которой действует конкретный персонаж. Конец игры, сказки обязательно должен быть эмоциональным.
В то же время дети должны различать свои обязанности в игре и в повседневной жизни, учиться переключаться с игры на реальные дела. Главное, чтобы с каждым днем они становились все более самостоятельными, инициативными, расширяли свое видение мира и себя в нем. Детские домики от Рибамбель помогут в воспитании этих качеств. Дети могут целыми днями играть во «взрослых» в своем собственном настоящем доме. Эти забавы станут ярким детским воспоминанием.