Дети – это наша гордость, отражение наших лучших сторон. С каким упоением каждый родитель готов рассказывать любому заинтересованному слушателю обо всех успехах своего чада. И не важно, что это: умение самостоятельно надеть носки или умножение трехзначных чисел в уме. Каждое новое достижение ребенка – это повод удостовериться в том, что мама и папа все делают правильно. И каково же бывает их разочарование, когда еще вчера послушный и невероятно талантливый малыш начинает увиливать от любой целенаправленной деятельности и часами просиживать без дела. На него тут же вешают ярлык «ленивый ребенок» и начинают активно бороться с ленью наказаниями и увещеваниями. И только, когда понимают всю безуспешность попыток, приходят к тому, что сначала нужно выяснить причины детской лени и только потом искать методы ее устранения.
Первой и, наверное, самой важной причиной детской лени является отсутствие интереса и мотивации. С ней могут столкнуться как родители детишек намного опережающих сверстников в развитии, так и родители немного отстающих. Первым не интересно, потому что они уже все знают, вторым – потому что они не могут понять. С отсутствием интереса у детей пропадает и мотивация. Ребенок в возрасте от 7 лет просто не сможет сосредоточить внимание на чем-либо скучном и не интересующем его на время более одного часа. И никакие наказания здесь не помогут. Единственным выходом является предоставление малышу занятий, будь-то школа, внеклассная или домашняя деятельность в соответствии с уровнем его развития и направлением его интересов. А также постоянная демонстрация того, как приобретенные навыки и знания смогут улучшить качество его жизни. Причем, именно демонстрация, а не разъяснение на словах. Современные дети склоны больше верить наглядным примерам из жизни, чем абстрактным рассуждениям.
Другой причиной нежелания ребенка что-либо делать может быть внутренняя или внешняя конфликтная ситуация. Внутренний конфликт может развиться у малыша, на которого возложены завышенные родительские ожидания. Не оправдывая их, ребенок начинает сомневаться в своих силах и вскоре отказывается от попыток оправдать их и вовсе. Внешний конфликт развивается, когда малыш не может найти свое место в коллективе. Он является благодатной основой для возникновения напряжения и нервозности, снижения успехов и, как следствие, опять-таки потери интереса и мотивации к деятельности. Если имеет место внутренний или внешний конфликт в жизни малыша, родителям стоит попытаться адекватно оценить интересы и возможности ребенка и привить ему навыки коммуникационного взаимодействия с людьми разного склада и положения. Если не получается это сделать самостоятельно, можно обратиться за помощью к детскому психологу.
Еще одной причиной детской лени является недостаточное развитие познавательных интересов. Это часто случается с малышами, которые большую часть времени предоставлены самим себе, и родители не пытаются отыскать сферу, к которой у ребенка есть склонности и интерес. Эти дети могут быть чрезвычайно талантливы, но поскольку их область интересов сформирована ими самими и достаточно узка, не проявляют заинтересованности к тому, что выходит за ее рамки. В этом случае родителям и педагогам нужно совместно попытаться раскрыть дремлющие задатки малыша, активно вовлекая его в разные виды познавательной активности, постепенно расширяя круг его интересов и внимательно наблюдая за проявлениями природных задатков.
Но, какой бы ни была причина детской лени, выявить ее достаточно просто. Нужно просто поговорить по душам с малышом, понаблюдать за ним дома и во время учебы и действовать соответствующими методами. И главное – не ругать, не заставлять, не акцентировать внимания на недостатках и неудачах, а активно хвалить, поддерживать и помогать. Тогда ваш малыш сможет заново обрести уверенность в себе и мотивацию.