Мораль согласно теории морального развития Кольберга

Каждый человек вырабатывает свою собственную неотъемлемую мораль

Каждый человек вырабатывает свою собственную неотъемлемую мораль. У каждого из нас есть ценности, которые не только помогают нам отделить «правильное» от «неправильного» с абстрактной точки зрения, но и влияют на наше поведение, восприятие и мысли. Можно даже сказать, что иногда мораль настолько интериоризирована, что может влиять на наши эмоции. Одной из наиболее важных и влиятельных моделей, пытающихся объяснить развитие человеческой морали, является теория морального развития Кольберга.

С другой стороны, у каждого из нас есть свой собственный моральный компас. Именно поэтому всегда было трудно установить универсальные моральные принципы. Это восхищает многих философов и мыслителей. Существует множество перспектив. Кантианская точка зрения на мораль основана на групповой пользе. Существует также утилитарная перспектива, вдохновленная индивидуальным благосостоянием.

Психолог Лоуренс Колберг хотел отойти от содержания морали и изучить ее развитие. Ему было все равно, что люди считают правильным или неправильным. Его интересовало только то, как люди развивают свои представления о правильном или неправильном. В ходе многочисленных интервью и исследований он отметил, что дети формируют свою мораль по мере взросления. Как и в случае с другими навыками, такими как логика или язык.

Теория морального развития Колберга утверждает, что моральное развитие происходит на трех уровнях: преконвенционные, конвенционные и постконвенционные. Каждый из этих уровней делится на два этапа. Важно понимать, что не каждый человек проходит через все стадии. Не все достигают окончательного уровня развития.

Ниже мы более подробно объясним каждый из этих этапов.

Рекомендуем: Мораль — внутренняя или приобретенная

Мораль по Кольбергу: 6 этапов морального развития

Уровень I
доконвенциональная мораль
Уровень II
конвенциональная мораль
Уровень III
постконвенциональная мораль
Этап 1:
послушание и наказание
Этап 3:
хорошие межличностные отношения
Этап 5:
общественный договор и права личности
Этап 2:
индивидуализм и обмен
Этап 4:
социальный порядок
Этап 6:
универсальные принципы

Теория морального развития Кольберга

Этап 1: Фокус на наказании и послушании

Теория морального развития Колберга начинается со стадии послушания и наказания, которая является частью доконвенционального уровня. Здесь мы видим, что человек делегирует всю моральную ответственность авторитету. Вознаграждения или наказания, даваемые авторитетом, указывают на критерии того, что хорошо, а что плохо. Например, ребенок может думать, что не делать домашнее задание неправильно только потому, что родители накажут его, если он этого не сделает.

Такой образ мышления затрудняет принятие существования моральных дилемм. Дилеммы — это утверждения, на которые нет морально ясного ответа. Это происходит потому, что точка зрения авторитета формулирует все, а человек легитимирует ее.

Это самый простой уровень морального развития. Не учитывает различия в интересах и намерениях, определяющих поведение. Единственными значимыми факторами на данном этапе являются последствия: вознаграждение или наказание.

Рекомендуем: ДИЛЕММА — что это такое? Этическая и моральная дилемма

Этап 1: Ориентация на индивидуализм или гедонизм

Новая идея появляется на втором этапе теории Кольберга. Основное предположение состоит в том, что интересы у разных людей различаются. Хотя критерии принятия решения о том, хорошо что-то или нет, по-прежнему зависят от последствий этих действий, они больше не определяются другими. Теперь человек думает, что все, что приносит ему пользу, правильно. В том же смысле плохо все, что приводит к потере или дискомфорту.

Несмотря на то, что эгоистичный взгляд лежит в основе этой стадии развития, человек иногда чувствует, что удовлетворять потребности других людей — это нормально. Но это происходит только тогда, когда на карту поставлена ​​прагматичная взаимность или гарантия. Это значит думать, что если я делаю что-то для другого человека, то этот человек должен будет что-то сделать и для меня.

Этот этап несколько сложнее предыдущего, потому что человек больше не делегирует свою мораль властям. Тем не менее, рассуждения по-прежнему просты и эгоистичны.

Этап 3: Сосредоточьтесь на межличностных отношениях

Здесь начинается конвенциональная фаза нравственного развития. Индивидуум должен отказаться от эгоизма, характерного для предыдущей стадии, потому что он начинает иметь все более сложные отношения. Главное сейчас — поступление в группу. Теперь мораль вращается вокруг этого аспекта.

Для человека на этом этапе правильный курс действий диктуется тем, что нравится другим или что выгодно для других. Здесь смысл заключается в добрых намерениях, которые диктуют поведение и в какой степени они принимаются другими. Определение морали основано на том, чтобы быть «хорошим человеком», то есть быть верным, благородным, готовым к сотрудничеству и дружелюбным.

Есть очень интересный тест, который определяет, достигли ли дети этой стадии. Тест состоит из просмотра двух видеороликов:

  • В одном фильме изображен ребенок, отпускающий неприятные шутки, демонстрируя незначительные, но преднамеренные проступки.
  • Во втором фильме другой ребенок причиняет больше вреда, но на этот раз непреднамеренно, например, сжигает свою одежду или случайно разбивает стекло.

Дети, которые уже приняли намерение как модулирующую переменную для своих моральных суждений, скажут, что ребенок, который ведет себя хуже, — это ребенок из первого фильма, потому что они на самом деле хотели причинить вред, даже если сам вред не был таким значительным.

С другой стороны, дети, которые все еще находятся на более ранних стадиях теории морального развития Кольберга, скажут, что худший ребенок — это тот, кто причинил больше всего вреда, независимо от того, был ли он непреднамеренным.

Рекомендуем: МОРАЛЬ человека — что это. Примеры, структура и функции

Этап 4: Концентрация на авторитете и поддержании социального порядка

На четвертом этапе индивид перестает воспринимать мораль на основе групп. Вместо этого он начинает воспринимать это с опорой на общество. Больше не имеет значения, что нравится группам или людям в непосредственной близости.

Критерии того, что правильно или неправильно, основаны на том, помогает ли конкретное поведение поддерживать социальный порядок или нарушает его. Главное на этом этапе – стабильность общества и отсутствие хаоса.

Здесь мы находим человека с глубоким уважением к законам и властям. Они становятся важными, потому что ограничивают индивидуальную свободу в пользу общественного порядка или всеобщего благополучия. Нравственность выходит за рамки личных связей и связана с действующим законодательством. Чтобы поддерживать общественный порядок, нельзя не подчиняться этим законам.

Этап 5: Сосредоточьтесь на общественном договоре

На этом этапе мы вступаем в последнюю стадию нравственного развития. Это этап, которого мало кто достигает за всю жизнь. Здесь мораль начинает пониматься как гибкая и изменчивая материя. Хорошее или плохое существует для человека, потому что общество создало договор, устанавливающий моральные критерии.

На этом этапе люди понимают логику законов и используют их для критики или защиты. Более того, для них эти права не вечны и могут улучшаться. Для людей и детей на этом этапе нравственность означает добровольное участие в принятом общественном строе. Наличие общественного договора лучше для всех.

Рекомендуем: 10 убеждений, которые удерживают вас от изобильной жизни

Этап 6: Сосредоточьтесь на универсальном этическом принципе

Заключительный этап теории Кольберга представляет собой наиболее сложный процесс развития. Теперь индивид создает свои собственные этические правила. Они всеобъемлющи, рациональны и универсально применимы. Эти принципы представляют собой абстрактные моральные понятия, которые трудно объяснить и которые выходят за рамки существующих законов. Человек строит свою мораль согласно тому, что, по его мнению, должно работать общество, а не тому, что общество навязывает.

Важным аспектом этого этапа является его универсальное применение. Индивид применяет к другим те же критерии, что и к себе. И он относится к другим так, как хотела бы, чтобы относились к нему… или, по крайней мере, пытается это делать. Без него оно было бы на гораздо более простом уровне, ближе к уровню индивидуализма.

Принимая во внимание приведенные выше объяснения, мы теперь знаем, как теория морального развития Кольберга объясняет, как формируется мораль каждого человека. Теперь мы можем воспользоваться моментом, чтобы поразмыслить лично. На каком этапе своего нравственного развития вы находитесь?

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: