Прием активного слушания подробно изложен в книге психолога Юлии Гиппенрейтер. Суть его заключается в том, чтобы постараться максимально понять то, что говорит Вам ребенок, какие сигналы он Вам подает.
Для того, чтобы ребенок проникся к Вам доверием и поделился своими переживаниями, обязательно подойдите к нему ближе и присядьте так, чтобы Ваши глаза были на уровне его глаз. Нельзя разговаривать с ним из соседней кухни, стоять спиной к нему или во время просмотра телевизора.
Когда ребенок приходит к Вам расстроенный, обиженный, разозлившийся и начинает рассказывать свою проблему, не задавайте ему вопросов. Ваша задача, используя прием активного слушания, – дать понять, что Вы понимаете его переживания. Это означает, что Вы должны назвать его чувство, которое по- Вашему мнению он испытывает в данной ситуации.
Например.
Дочь: «Я больше не пойду в садик!»
Мама : «Ты очень не хочешь ходить в садик!»
Дочь: «Лера забрала у меня куклу!»
Мама: «Ты обижена на нее».
Это и есть прием активного слушания, когда родитель не дает советов, не дает готовый выход из ситуации. Своими ответами он показывает, что разделяет мысли и чувства ребенка и помогает ему проанализировать ситуацию. Таким образом, Вы помогаете ребенку получить удовольствие самому принять решение.
Но если нарушены права Вашего ребенка, когда он не в силах постоять за себя, родители обязательно должны вмешаться и защитить его.
Многие родители, которые попробовали на практике прием активного слушания, рассказывают о неожиданных , порой чудодейственных результатах, которые описаны в книге Юлии Гиппенрейтер.
Когда Вы научитесь слушать свое чадо, Вам будет проще договориться с ребенком.