Все мы хотим видеть своих детей счастливыми, успешными и ответственными людьми. Но, как часто, мы подавляем развитие самостоятельности у детей, чрезмерно опекая или наказывая.
Я не говорю о том, что ребенок чуть ли с самого рождения должен надеяться только на себя, и ему не нужна опека. Пройдет немало времени, прежде, чем он сможет самостоятельно что-то делать. Когда малыш появляется на свет, он ничего не умеет делать, за него все делают родители. В возрасте полутора лет он начинает проявлять самостоятельность, отталкивает взрослых, когда хочет что-то сделать сам. А, если вдруг, Вы все-таки поможете ему без его разрешения, то может даже закатить истерику. Конечно, он еще не сможет самостоятельно справиться, и ему необходима Ваша помощь, но только после того, как он попробует и у него не получится. Обязательно дождитесь, когда он сам попросит Вас помочь.
Навыки самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться) – вот с чего стоит начинать формирование самостоятельности у младших дошкольников, так как они не угрожают жизни ребенка и относительно просты в освоении. Начинать обучение можно тогда, когда малыш сам проявил интерес к какому-либо процессу. Никогда не торопите его, позвольте доделать до конца дело, которое Вы ему доверили. Никогда не ругайте его, если результаты его самостоятельной деятельности далеки от идеала. Если у него что-то не получилось, категорически запрещено высмеивать его и говорить, например, « Ты же хотел сам. Видишь, что получилось?!». Лучше предложите найти и исправить ошибки вместе.
Развитие самостоятельности у детей легче всего начинать за обеденным столом. Начинайте давать ребенку ложечку и всячески поощряйте попытки воспользоваться ею по назначению. Готовьте еду такой консистенции, чтобы малыш смог сам ее есть.
Научить кроху самостоятельно одеваться, гораздо труднее, чем держать ложку. Поощряйте любые его попытки одеть самостоятельно трусики или носочки. 2 летний ребенок уже может самостоятельно брать одежду из отведенного ему шкафчику. 3-х летний ребенок может сам завязывать шнурки, застегивать и растегивать молнии, пуговицы, кнопки.
Дети четырех лет могут выбирать для себя определенный вид спорта, рукоделия, танцы,музыку, рисование.
Ролевые игры со сверстниками помогут в развитии самостоятельности у детей.