Топ-100

Темперамент ребенка

Темперамент ребенка

Каждый ребенок индивидуален. И это состоит не только во внешнем различии, важнее другое: дети все отличаются внутренними особенностями — системой потребностей, характером активности, отношением к выполняемой деятельности, к окружающим людям, к себе самому. Отсюда — разные типы личности. Как же учитывать в воспитании такие важные особенности ребенка? Об этом и пойдет речь. Рассмотрим каждую из названных особенностей.

Темперамент ребенка

Уточним само понятие. Темперамент — это совокупность свойств малыша, характеризующих степень его возбудимости, проявляющихся в темпе, ритме, интенсивности работы его памяти, мышления, чувств, речи, движениях. Для характеристики темперамента надо знать три важных его компонента — общая активность сына или дочери, их двигательные проявления, эмоциональность. Попробуйте под этим углом зрения взглянуть на своего ребенка. Каким Вы его увидели? Возможно, таким: бегает с друзьями без устали, легко возбуждается азартной игрой, энергичен в движениях, жесты выразительны, очень пристрастен к участникам игры, говорит громко, лицо раскраснелось, настойчиво отстаивает свое право на лидерство, делает это порывисто, вспыхивает, если кто-то не хочет ему уступить, нервничает. Вполне вероятно, что при неблагоприятном исходе расплачется и уйдет домой; стремится к тому, чтобы все его притязания оправдывались, тяжело переносит поражение. Скорее всего Ваш ребенок — лидер по натуре.

Не исключено, что у Вас совсем иной ребенок — тихий, ласковый, неуверенный в себе, играющий только с двумя-тремя знакомыми, редко бегающий, привычный к одним и тем же играм, игрушкам, людям. Вы считаете его привязчивым, выражаете недовольство или недоумение тем, что он в непривычных условиях: в гостях, в кинотеатре, за городом предпочитает не отходить от Вас ни на шаг. Малыш обычно малоразговорчив, с трудом устанавливает контакты с новыми людьми — взрослыми и сверстниками, но в то же время не любит оставаться один из-за своей высокой тревожности. Обычно такие девочки и мальчики выглядят сдержанными, хотя внутренне, как правило, остаются напряженными, скованными.

Можно ли сказать, что эти особенности двух, столь отличающихся друг от друга детей, являются результатом их неправильного воспитания? Лишь до определенной степени. Постольку, поскольку нельзя исключать неблагоприятное воздействие на излишне возбудимого ребенка родительской вседозволенности, так же, как и на заторможенного — попреков и принудительного приобщения к новому, пугающему. Но ведущая роль в становлении описанных выше особенностей дошкольников и младших школьников принадлежит все-таки природе, которая наделила каждого своей долей чувствительности, сдержанности, тревожности. Это вовсе не значит, что образование и культура не добавляют человеку отзывчивости, а отсутствие их не притупляет чувства. Это значит лишь то, что чувствительное от природы существо легче научить отзывчивости. Да, наши маленькие дети уже с первых месяцев своей жизни оказываются очень разными — быстрыми, медлительными, холодными и пылкими, молчаливыми и шумными, общительными и стремящимися к одиночеству, предпочитающими все новое и консервативными… Можно ли игнорировать это? Безусловно, нет. И не только потому, что природные особенности требуют учета и, соответственно, нашего индивидуального подхода к ним. Но и потому, что совсем по-разному будут пытаться самоутверждаться мальчишки и девчонки с разным темпераментом!

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: