ВОСПИТАНИЕ — что это. Цели, Виды и Принципы воспитания

Воспитание

Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия со стороны воспитателя на личность воспитанника. При этом, если воспитание неэффективно, то человек может быть не приспособлен к жизни в обществе. В таком случае личность испытывает трудности в коммуникации и не может справиться с жизненными проблемами.

Цели воспитания

От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов. Конечная цель данного процесса — формирование совершенных качеств личности. Чем более идеальная модель формируется в процессе воздействия воспитателя на своего воспитанника, тем лучше результат воспитания. Процесс взаимодействия педагога и учащегося имеет свою структуру. В современной педагогике рассматриваются две концепции воспитания:

  • Прагматическая. При прагматическом воздействии на личность у воспитанника формируют “навыки выживания”. Здесь важным моментом является формирование человека — потребителя, который умеет эффективно работать и в первую очередь ставит интересы государства превыше собственных желаний и потребностей. При таком подходе личные желания, стремления трудящегося отходят на второй план.
  • Гуманистическая. При гуманистической концепции воспитания, цель — это развитие в личности талантов и способностей. Реализация возможностей человека на благо общества, раскрытие его индивидуальности.

Важно! Прагматическая концепция родилась в педагогической среде в начале XX века. В обществе была известна как “школа выживания” и была обусловлена периодом революционных потрясений как в России, так и за рубежом.

Гуманистический подход в воспитании, при котором в центре оказывается человек и его таланты, стал популярен в социуме значительно позже — в 30-х годах XX в. была разработана система воспитания А. С. Макаренко.

От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов
Воспитание

Виды воспитания

Различают следующие виды воспитания:

  • Нравственное.
  • Физическое.
  • Трудовое.
  • Умственное.
  • Эстетическое.

Нравственное

При закладывании фундамента основ нравственности у воспитанника формируются привычки поведения, которые соответствуют нормам поведения в обществе. Важными задачами, которые решает воспитатель в ходе привития основ нравственности своему воспитаннику, являются следующие:

  1. Навыки нравственного поведения, усвоенные воспитанником на основе законов морали, принятых в современном обществе.
  2. Умение самостоятельно анализировать свои поступки с точки зрения собственных моральных убеждений.

Физическое

Хорошая физическая подготовка вырабатывает у молодых людей качества, которые им понадобятся для успешной деятельности в будущем. Задачами воспитателя при системной физической работе с детьми и молодыми людьми будут следующие:

  1. Правильное физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников.
  2. Поощрение двигательной физической активности и развитие таких качеств, как сила, ловкость, выносливость.

Трудовое

Трудовое воспитание охватывает те аспекты, которые связаны с производственной деятельностью ученика. Важным моментом в этом случае является политехническое образование. Здесь выделяются такие задачи:

  1. Подготовка человека к осознанному выбору профессии.
  2. Формирование таких положительных качеств личности, как ответственность, дисциплинированность.

В процессе обучения молодой человек знакомится с основами предпринимательской деятельности. У него развиваются технические способности, экономическое мышление.

Умственное

Результат умственного воспитания — хорошая память, развитое логическое мышление, воображение. Раскрытые таланты и дарования личности.

В этом случае важными задачами для педагога являются:

  1. Формирование познавательной активности ученика, его научного мировоззрения.
  2. Развитие интереса к познанию, активность в самостоятельном выборе средств для достижения поставленной цели.

Эстетическое

Цель формирования эстетического вкуса у детей, а также приобщения человека к прекрасному в своей жизни, ставит перед воспитателем следующие задачи:

  1. Сформировать у воспитанника эстетическое отношение к действительности.
  2. Пробудить в нем чувство “прекрасного”.
  3. Воспитать в нем стремление быть прекрасным как в мыслях, так в делах, поступках и внешнем виде.

По мнению специалистов, быстрое развитие определенных качеств человека может произойти, если педагог опирается в своей работе на природные задатки ученика.

Видео: Воспитание​ детей. Что такое воспитание​?

Принципы воспитания

Основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса выражены в принципах воспитания. Ими руководствуются педагоги, решая поставленные перед ними задачи. Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • Личностный подход, когда воспитание строится на индивидуальном подходе к ребенку. Учитываются его склонности и таланты.
  • Связь воспитания с жизнью. Человек получает соответствующее образование в обществе, в котором живет. Воспитанник должен научиться адаптироваться к условиям современной жизни и находить выход из затруднительных ситуаций.
  • Опора на положительный пример в воспитании. Здесь очень важно, чтобы у ребенка или подростка перед глазами был положительный пример для подражания. В этом случае сформировать нравственную личность легче, чем если бы воспитатель акцентировал внимание лишь на отрицательных сторонах характера своего воспитанника.
  • Единство воспитательных воздействий. Если родители, учителя, воспитатели придерживаются одних и тех же методов, то ребенку легче соответствовать ожиданиям, которые предъявляют к нему взрослые люди.

Видео: 4 Этапа Воспитания Детей Согласно Тибетской Мудрости

Критерии оценки воспитанности современного человека

О воспитанности современного человека можно судить по его облику, речи, манере поведения. Также критерием оценки хорошего воспитания является умение человека действовать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, на благо других людей. При этом личность должна не только ориентироваться в правилах, идеалах и ценностях на законы современного общества, но и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Важно! Воспитанник является не только объектом воспитательного воздействия своих педагогов, но и полноправным членом процесса воспитания в рамках отношений “ученик — учитель”, как бы долго они ни продолжались.

В заключении можно отметить, что воспитание в более широком смысле слова — это длительный процесс накопления человеком опыта, знаний, правил поведения, которые по мере зрелости личности становятся его убеждениями и моральными принципами. Познавательное видео о духовном воспитании ребенка смотрите ниже.

О воспитанности современного человека можно судить по его облику, речи, манере поведения
Воспитание

Рекомендуемые статьи:

По материалам — nauka.club

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: