Антонио Вивальди был одним из величайших скрипачей и композиторов итальянского происхождения. Вероятно, наиболее известный всем по «Временам года», он создал множество других замечательных и высоко ценимых музыкальных произведений. Он был священником, композитором и педагогом.
1. Антонио Лючио Вивальди, известный также как «Красный священник». — Il Prete Rosso — родился в 1678 году в Венеции.
Он родился в довольно бедной семье. Его отец, Джамбаттиста Вивальди, музыкант по страсти, поначалу зарабатывал на жизнь в качестве городского парикмахера. Он играл на скрипке и в этом качестве работал в базилике Святого Марка в Венеции в качестве члена оркестра. Считается, что он был обладателем рыжего цвета волос, так как в оркестре его называли «Джамбаттиста Росси» или «Джамбаттиста Вивальди дето Россетто». Эту черту он передал старшему из своих шести детей, Антонио.
2. Скорее всего, играть на скрипке Антонио научил его отец.
Впервые он выступил на публике в 1696 г., играя вместе с отцом в базилике в качестве скрипача. По обычаям того времени Антонио, как старший сын, был предназначен к духовному сословию, хотя никогда не чувствовал в себе призвания быть священником. Учеба в этом направлении давалась ему нелегко, поэтому он сравнительно поздно завершил свое образование. Он был рукоположен в священники в возрасте 25 лет, в 1703 году.
3. Через полгода после рукоположения он начал работать учителем музыки в приюте для девочек Ospedale della Pieta.
Оспедале делла Пьета — женский монастырь, приют и музыкальная школа для девочек в Венеции, действовавшие в XVII-XVIII веках. В Венеции существовало четыре подобных учреждения, целью которых было обеспечить приют и образование детям-сиротам или тем, чьи семьи не могли их содержать. Эти учреждения финансировались Республикой. Наиболее талантливые воспитанники становились участниками знаменитого оркестра и хора Ospedale.
4. Работа в детском доме стала прекрасным источником вдохновения для его творчества.
Расположенная в Оспедале делла Пьета, музыкальная школа славилась отличным уровнем музыкальной подготовки и еженедельными концертами, которые собирали большую аудиторию. С этой школой сотрудничал и популярный в то время в Италии композитор Доменико Скарлатти.
5. В музыкальной школе при приюте Вивальди обучал девочек игре на скрипке, а также начал сочинять свои первые дебютные произведения.
В 1705 году был опубликован его первый сборник сонат a tre (трио-соната, соната для двух солирующих инструментов и basso continuo), а четыре года спустя — новая серия скрипичных сонат. В 1711 году он создал собственный цикл концертов под названием «L’Estro Armonico». Он продолжал творить для Оспедале делла Пьета до конца своей жизни.
Рекомендуем: 30 интересных фактов о Юлии Цезаре
6. Свою первую оперу «Оттоне на вилле» он написал в возрасте 35 лет.
Премьера состоялась 17 мая 1713 года в Театре делле Грацие в Виченце.
7. С 1718 года начались гастроли Вивальди по Европе.
Первые два года он провел при дворе маркграфа Гессен-Дармштадского в Мантуе, где занимался в основном сочинением светской музыки.
8. Однако все это время он сочинял для приюта, хотя и был занят в многочисленных концертах при различных дворах.
Он вернулся в Венецию в 1727 г., вероятно, уже имея на руках окончательную редакцию своего самого известного произведения Il cimento dell’armonia e dell’inventione со знаменитым сборником Le quattro stagioni — «Четыре времени года».
9. Вивальди написал «Времена года» на основе анонимных сонетов, каждый из которых назван в честь одного из времен года.
Существует предположение, что он сам является их автором. В партитуре указано, какие отрывки сонетов относятся к той или иной части музыки.
10. «Времена года» — цикл из четырех скрипичных концертов, входящий в сборник из 12 концертов «Спор между гармонией и воображением», опубликованный в 1725 году.
Они были написаны около 1720 года в Мантуе и опубликованы в Амстердаме в 1725 году с посвящением богемскому графу Венцлю фон Морзину, который был покровителем Вивальди.
11. Эти концерты являются одним из наиболее ярких примеров программно-иллюстративной музыки.
Они несут в себе программное содержание, выраженное музыкальными средствами. Их отличает большое количество ономатопоэтических эффектов и образная звуковая живопись.
12. Последние годы жизни он провел в путешествиях по Европе, где давал свои концерты.
Вивальди был знаменит не только в Венеции, его произведения знали и восхищались во Франции, Нидерландах, Австрии и по всей Италии.
Рекомендуем: 35 интересных фактов о Николе Тесле
13. В 1740 году Вивальди отправился в Вену, где через год скончался от не до конца диагностированной болезни. Ему было 62 года.
Возможно, причиной его смерти стала астма, которой он страдал с детства и которая угнетала его всю жизнь. У него с рождения было слабое здоровье, даже крещение проходило в casa pericoli di morte — под угрозой смерти. Из-за астмы он вынужден был постоянно находиться в помещении и жаловался, что может выйти из дома. Похороны Вивальди состоялись 28 июля 1741 года и были очень скромными, что позволяет предположить, что композитор умер в бедности.
14. Вивальди был забыт практически сразу после смерти.
Только рост интереса к музыке И.С. Баха, переписавшего восемнадцать скрипичных концертов Вивальди для клавесина и органа, привлек внимание к автору оригиналов. Его музыка стала цениться и рассматриваться наравне с произведениями Баха и Генделя. Среди музыковедов пробудился интерес к Вивальди, начались поиски других его произведений.
15. История гласит, что Антонио Вивальди написал «Времена года» и около шестисот вариаций на эту композицию.
Однако факт остается фактом: он был очень плодовитым композитором, и почти все его произведения одинаково удачны.
16. Первыми от забвения в 1926 г. были спасены так называемые «Туринские рукописи».
Они включали партитуры 140 инструментальных произведений, в том числе почти 30 кантат, 12 опер, три короткие драмы, одну ораторию и множество фрагментов различных сочинений. Благодаря этому многие другие его сочинения были найдены в музыкальных коллекциях по всей Европе. Изредка неизвестные сочинения Вивальди находят и сегодня, пополняя обширную коллекцию его произведений, содержащуюся в каталоге, составленном датским музыковедом Петером Рёмом, всемирно известным автором этого каталога (Ryom-Verzeichnis).
17. Предполагается, что Вивальди написал около 500 инструментальных концертов.
около 350 концертов для одного солирующего инструмента и струнных
около 40 концертов для двух солирующих инструментов (в основном одних и тех же)
более 30 концертов с тремя и более солирующими инструментами, включая такие редкие в сольной партии инструменты, как литавры
около 60 концертов без солирующего инструмента, напоминающих симфонию
Рекомендуем: 26 интересных фактов о Распутине
18. Был также анекдот о Вивальди, о нем как о рыжем священнике, бегущем в ризницу во время мессы, чтобы записать только что пришедшую ему в голову музыкальную тему.
Ходили также слухи о его предполагаемой любовнице, которой, по слухам, была Анна Джиро. Анна Джиро впервые спела в опере Вивальди в 1726 году. Это была прекрасная певица и привлекательная женщина, ставшая частью мира композитора и незаменимой примадонной его последующих опер. Она продолжала успешно выступать на сцене и после смерти Вивальди.
19. После смерти Вивальди его обширная коллекция музыкальных рукописей была переплетена в 27 больших томов.
Они были приобретены сначала венецианским библиофилом Якопо Соранцо, а затем графом Джакомо Дураццо. Обнаруженные в 1920-х годах, рукописи в настоящее время являются частью коллекции Фоа и Джордано в Национальной библиотеке Турина.
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: