Инфекционное заболевание – наиболее частый провокатор высокой температуры у ребенка
Лихорадка – стойкое повышение температуры тела у ребенка выше 37,5° C. Нормальный температурный диапазон для детей составляет 36° C-37,5° C. Сама по себе высокая температура не является болезнью, а выступает признаком существования проблемы.
Что такое лихорадка?
Жар – повышение температуры тела, вызванное цитокин-индуцированным смещением вверх заданного значения гипоталамического центра терморегуляции. Цель лихорадки до конца не изучена, но небольшое повышение температуры тела, по-видимому, усиливает иммунную функцию и подавляет рост патогенов.
Жар исчезает или «спадает», когда устраняется фактор, вызвавший повышение температуры. Температура, регулируемая гипоталамусом, обычно не поднимается выше 41° C, что предполагает наличие встроенного термостатического предохранительного механизма. Температура выше этого уровня обычно является результатом наложенной активности, например, судорог.
Высокая температура тела вызывает у человека дискомфорт. У ребенка может быть озноб или дрожь при повышении температуры, он может потеть при ее понижении. Иногда может развиться легкое обезвоживание, если малыш теряет много жидкости из-за обильного потоотделения и недостаточно пьет. У детей в возрасте от шести месяцев до шести лет могут возникнуть фебрильные судороги. Жар вызывает слабость и упадок сил. Малыш больше спит. У него ухудшается аппетит.
Механизм повышения температуры
Лихорадка может быть вызвана различными микроорганизмами и веществами, которые называются пирогенами. Многие белки, продукты их распада, некоторые токсины, высвобождаемые из мембран бактериальных клеток, могут вызывать повышение активности гипоталамического центра терморегуляции. Некоторые пирогены действуют непосредственно и быстро на центр терморегуляции гипоталамуса. Другие пирогены действуют косвенно, для их эффекта требуется больше времени.
Экзогенные пирогены побуждают клетки-хозяева, такие как лейкоциты и макрофаги, высвобождать вызывающие лихорадку медиаторы, называемые эндогенными пирогенами (например, интерлейкин-1). Фагоцитоз бактерий и продукты распада микроорганизмов, присутствующие в крови, приводят к выбросу эндогенных пирогенов в кровоток. Считается, что эти эндогенные пирогены увеличивают заданную точку гипоталамического центра терморегуляции за счет действия простагландина E2. В ответ на внезапное увеличение заданного значения гипоталамус инициирует выработку тепла (дрожь и сужение сосудов), которые повышают внутреннюю температуру тела до нового заданного значения, вызывая лихорадку.
Причины
В педиатрической группе жар бывает по разным причинам. Инфекционное заболевание – наиболее частый провокатор высокой температуры у ребенка. Как правило, жар – признак того, что организм малыша борется с инфекцией. Большинство детских болезней вызывается вирусами. Другие инфекционные заболевания провоцируют бактерии. Состояния, которые могут вызвать жар, включают:
- гастроэнтерит;
- грипп и другие инфекции верхних дыхательных путей;
- типично «детские» болезни, такие как ветряная оспа, корь, «свинка» (эпидемический паротит);
- отит и тонзиллит;
- инфекции мочевыводящих путей;
- пневмония;
- менингит.
К менее распространенным причинам лихорадки относятся аллергические реакции на лекарства или вакцины, хроническое воспаление суставов, некоторые опухоли, желудочно-кишечные заболевания, такие как болезнь Крона. Многие неинфекционные заболевания, такие как инфаркт миокарда, легочная эмболия и новообразования, вызывают подъем температуры. В этих условиях поврежденные или аномальные клетки вызывают выработку пирогенов. Например, травма и операция могут быть связаны с лихорадкой в течение нескольких дней. Некоторые злокачественные клетки, такие как клетки лейкемии и болезни Ходжкина, выделяют пирогены.
Также существует неврогенная лихорадка. Возникающая в центральной нервной системе (ЦНС), нейрогенная лихорадка обычно вызывается повреждением гипоталамуса в результате травмы, внутримозгового кровотечения, повышения внутричерепного давления. Нейрогенные лихорадки характеризуются высокой температурой, устойчивой к жаропонижающей терапии, не связанной с потоотделением.
Что такое психогенная лихорадка?
Стресс вызывает множество физических и поведенческих симптомов. Хотя ранее реакции стресса считались опасными исключительно для психики, последствия травматических переживаний могут быстро и легко перерасти в реальные физические недуги. Все больше исследований подтверждают идею, что стресс может вызвать психосоматическую болезнь, а не только психологический дискомфорт.
Известно, что шоковые переживания и хроническое психоэмоциональное неблагополучие провоцируют головные боли, тошноту, желудочно-кишечные расстройства, мышечные спазмы. Психическая травма и затяжной эмоциональный стресс способны вызвать повышение температуры у ребенка. Психосоматика – отрасль медицины, изучающая связь между психикой и телом – описывает, как стресс оказывает негативное воздействие на органы и системы.
Организм человека мощно и быстро реагирует на уровень стресса. Когда возникает стрессовый фактора, мышцы напрягаются, частота сердечных сокращений увеличивается, дыхание становится частым. По существу, тело готовится либо устоять и сразиться, либо убежать от опасности.
Наибольшее беспокойство для современных детей вызвано «бытовыми» раздражителями – проблемами в школе, конфликтами в семье, ссорами с ровесниками, а не возможностью подвергнуться нападению со стороны диких животных. Однако тело и мозг не признают различия, реагируя одинаковым образом. Это означает, что проблемный учебный день, неприятные разговоры с приятелем, наказание дома могут вызвать у ребенка интенсивную стрессовую реакцию, высвобождающую поток гормонов, таких как кортизол и адреналин.
Симптомы активности этих гормонов включают потливость, головные боли, сухость во рту, нервное напряжение, подъем температуры до субфебрильных значений. Даже в этом случае реакция на стресс обычно недолговечна и не вызывает немедленных проблем, за исключением наличия у ребенка сердечных или респираторных заболеваний.
Однако, когда такой ответ запускается постоянно, тело малыша постоянно вынуждено находиться в состоянии «борьбы или бегства», это начинает негативно отражаться на здоровье. Стрессовые реакции вызывают стойкие и долгосрочные проблемы со стороны сердца, кожи, легких, мускулатуры, желудочно-кишечного тракта, эндокринной и иммунной систем.
Температура у ребенка, вызванная стрессом – реальное идентифицируемое состояние. Психогенная лихорадка характеризуется внезапной высокой температурой с психосоматическими корнями. Заболевание чаще встречается у детей и подростков. В этом состоянии температура может подниматься до 40 градусов без видимой причины.
Психогенный жар не может быть уменьшен стандартными жаропонижающими лекарствами, но хорошо поддается лечению седативными препаратами, предназначенными для преодоления депрессии и тревоги. Психогенная лихорадка также хорошо реагирует на психотерапевтические методы, разработанные для уменьшения воздействия стресса и создания здоровых моделей преодоления трудностей.
Хотя психогенные лихорадки хорошо задокументированы и много наблюдались, мало известно о том, какие факторы делает патологическую стрессовую реакцию вероятной у детей. Психогенное повышение температуры не помогает предотвратить и побороть инфекционную болезнь. Они напрямую и неразрывно связаны с психоэмоциональным неблагополучием ребенка. Ослабление источника стресса снижает жар, что делает психогенную лихорадку одним из самых ярких примеров психосоматических состояний.
Как помочь ребенку?
Повышенная температура тела нередко проходит сама по себе спустя несколько часов или дней. Однако лучший способ лечить психогенную лихорадку – устранить ее причины.
Если у ребенка поднялась температура во время сезона экзаменов, подумайте о создании спокойной, расслабляющей, доброжелательной атмосферы дома во время экзаменационного периода. Если обнаружите, что у подростка возникает жар без объективных причин, попробуйте внести изменения в его график, уменьшив загруженность.
Домашние методы релаксации могут быть полезным инструментом для облегчения психогенной лихорадки. Медитация, йога, пешие прогулки благотворно влияют на психоэмоциональное состояние человека. Медитация подходит для детей в возрасте от 12 лет. Она побуждает школьника практиковать осознанность, которая облегчает размышления о будущем, снижает нервное напряжение. Подростки могут заниматься йогой наравне с родителями. Йога учит, как управлять дыханием, что помогает регулировать работу нервной системы. Ходьба заставляет кровь активно течь и выводит ребенка на природу. Оба эти фактора связаны с улучшением состояния при психосоматических проблемах.
Родителям следует обеспечить качественную эмоциональную поддержку. Малышам и подросткам трудно определить и выразить переживания. Когда они не могут дать выход накопившимся эмоциями, возникают психосоматические проблемы. Помощь в определении и объяснении чувств, обучение конструктивным способам выражения негативных переживаний восстановит психоэмоциональное благополучие.
Взрослым необходимо разъяснить причины повышения температуры. Когда ребенок понимает, что у него нет опасной болезни, а жар – следствие переживаний, исчезает страх перед неизвестным. Это минимизирует стресс, благоприятно влияя на состояния тела.
Лечение
Действенным вариантом устранения психогенной лихорадки выступает помощь профессионала. Поскольку это состояние полностью обусловлено наличием психоэмоциональных нарушений, посещение психотерапевта – верный шаг для уменьшения беспокойства, разработки инструментов для управления стрессом, обучения навыкам релаксации. Общение с врачом поможет определить факторы стресса в жизни ребенка, разработать механизмы преодоления разрушающих переживаний, чтобы в конечном итоге устранить негативные психосоматические симптомы, такие как высокая температура.
Эмоциональные, психические и поведенческие расстройства, поражающие детей, часто рассматриваются иначе, чем взрослые. Обычно детский психотерапевт работает с несовершеннолетним клиентом один на один, чтобы завоевать доверие и поговорить откровенно. Иногда в процессе лечения участвуют родители.
Основной вариант помощи психосоматическим больным – когнитивно-поведенческая терапия. Метод позволяет улучшить настроение, устранить страхи и тревогу, изменить поведение ребенка, изучая искаженные, нефункциональные модели мышления. Практики когнитивно-поведенческой терапии объясняют маленьким пациентам, что мысли вызывают определенные эмоции, которые приводят к развитию неприятных физических симптомов. Во время сеанса КПТ ребенок учится устанавливать вредоносные компоненты мышления. Затем психотерапевт помогает малышу заполнить мышление идеями, которые создадут реалистичные переживания. Исследования показывают, что КПТ позволяет искоренить из психического мира навязчивые страхи, иррациональную тревогу, чувство вины, ощущение собственной никчемности. Также применяются специальные техники когнитивно-поведенческой терапии, нацеленные на искоренение травматических переживаний, которые привели к психосоматическим проблемам.