Синдром Стендаля. Причины и симптомы

Синдром Стендаля

Синдром Стендаля. Если вы любитель искусства, который не может остаться безразличным наблюдая прекрасные произведения искусства, или если у вас возникают мурашки на коже, когда вы входите в музей, не беспокойтесь! Это на самом деле совершенно нормально. Тем не менее, есть определенные люди, которые могут проявлять признаки синдрома Стендаля в подобных ситуациях.

Что такое синдром Стендаля? Синдром представляет собой психосоматическое состояние, характеризующееся слиянием различных симптомов, как физических, так и психических, который проявляется тогда, когда человек наблюдает великие произведения искусства, и это обычно происходит во Флоренции. Этот странный синдром имеет и другие названия, такие как синдром Флоренции, эстетический синдром, стресс путешественника или музейная болезнь.

Данный синдром не является одним из психических расстройств, зафиксированных в последней версии Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5)
Синдром Стендаля

Данный синдром не является одним из психических расстройств, зафиксированных в последней версии Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Но с учетом нозологической изобретательности, показанной в руководстве в последние годы, это, вероятно, всего лишь вопрос времени.

Миф или реальность

На протяжении последних десятилетий синдром Стендаля стал эталоном реакции на то, как люди воспринимают искусство. Это происходит, в частности, когда оно очень красиво, или если у зрителя есть доступ к большому количеству произведений, собранных в одном месте. Но, как и многие другие психологические явления, синдром не свободен от споров.

Нет сомнений в том, что, когда мы слушаем песню, все воспоминания, которые мы ассоциируем с ней, непременно приходят на ум. В такие моменты мы можем чувствовать себя по-особенному взволнованными. Либо, когда мы посещаем спектакль, то иногда можем чувствовать мурашки по коже. Ведь, не секрет, что искусство – это, в первую очередь, эмоция. И к нему сложно остаться полностью безразличным.

Несмотря на то, что клинические психологи признают синдром Стендаля, другие предаются сомнениям и задаются вопросом, является ли данный синдром просто мифом. Последние считают его всего лишь фантазией, которую мы придумываем, и что она существует только в наших умах. Кроме того, наиболее скептически настроенные люди утверждает, что бессознательное посетителей обманывает их.

Они говорят, что реальная причина этих симптомов может крыться том, что пострадавшие туристы просто сильно устали. Либо их чрезмерное волнение может быть вызвано их отставанием от группы во время путешествия или экскурсии. В пользу синдрома Стендаля можно сказать, что ранее были проведены психологические исследования, подтверждающие наличие симптомов, характерных для этого состояния, у всех, кто подвергся влиянию искусства.

https://youtu.be/p24iRtV0zOc

История происхождения названия

Синдром был назван в честь талантливого французского автора Мари-Анри Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль. Писатель посетил Флоренцию в начале 1800-х годов, в поисках вдохновения и информации для своей новой книги. Он был так глубоко тронут тем прекрасным искусством и богатой историей, которыми переполнен этот итальянский город, что его переживания от поездки легли в основу книги, которая получила название: «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817).

Стендаль и Флоренция

Во время своего визита во Флоренцию он совершил поездку по всем уголкам города. Стендаль был поражен искусством, которое заполняло каждый сантиметр улиц. Он видел музеи, церкви, купола, пейзажи, крыши, фасады и фрески. Перед тем, как ему удалось посетить этот старинный город, он много читал и изучал биографии всех великих людей, которые жили здесь раньше. Но он не был готов к тем чувствам, которые возникнут у него в церкви Санта-Кроче.

Так, во время нахождения в Базилике Святого Креста — одном из главных исторических и религиозных памятников Италии — на него нахлынула настолько сильная совокупность чувств любопытства, волнения и энтузиазм, что это вызвало у него проявление ряда физических симптомов.

Что же на самом деле случилось? Когда он вошел через дверь в холодную темноту интерьера, его глаза привыкли, и он увидел могилу Микеланджело справа от себя. Должно быть, у него перехватило дыхание, когда он протянул руку и слегка коснулся камня, покрывающего место отдыха этого великого гения, который лепил Давида и писал Сикстинскую капеллу. Затем он пришел к месту захоронения политического философа Макиавелли … Затем был Галилей. Стендаль буквально застыл перед могильной плитой, долго размышляя о великом астрономе и физике.

Какие люди жили во Флоренции! И в дополнение к этим людям, чьи могилы он только что посетил, Тоскана была домом для Данте, Боккачо и Петрарка. Все они ходили по улицам Флоренции, и теперь он тоже был там, шагая по их стопам. Он чувствовал себя так близко к ним. Он был в восторге и почти в трансе.

Когда он вышел из церкви, его сердце начало сильно биться, а пульс ускорился. У него кружилась голова. Он чувствовал, что его жизнь высохла внутри него. Он шел неуверенно и чувствовал, что может упасть в любой момент. Он был настолько ошеломлен тем, что увидел и испытал, что ему пришлось сесть. Он наткнулся на одну из скамей на площади возле церкви и сидел до тех пор, пока не смог успокоиться и снова встать на ноги.  

После всего увиденного и пережитого там, Стендаль поделился личным опытом в своей книге «Рим, Неаполь и Флоренция», где он отмечал следующее: «Я достиг того уровня эмоций, при котором изобразительное искусство вызывает небесные ощущения и страстные чувства. Покидая Санта-Кроче, мое сердце билось. Жизнь была исчерпана во мне. Я боялся упасть». Он также написал, что чувствовал себя «… погруженным в огромную волну таинственной славы».

История исследований данного явления

Важное и подробное описание Стендалем этого явления послужило причиной названия этого синдрома, которое в 1979 году предложила флорентийский фрейдист-психиатр Грациэлла Магерини —  ведущий исследователь этого расстройства. Так, спустя более полутора столетий она начала изучать те же симптомы, что были описаны Стендалем, но в качестве пациентов и жертв этого загадочного синдрома выступали обыкновенные туристы с разных уголков планеты.

Работая в больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции, она заметила, что приблизительно раз в месяц или больше к ней в психиатрическое отделение поступают иностранные туристы. Их жалобы были схожи с теми, которые описал Стендаль: учащенное сердцебиение, головокружение, чувство дезориентации, психический дисбаланс. А в тяжелых случаях даже наступала потеря чувства идентичности, депрессия, паранойя и физическое истощение.

Как и в случае с французским писателем, пациенты сообщали, что эти симптомы начались, когда они рассматривали красивые произведения искусства. В этом контексте часто упоминались статуя Давида Микеланджело, картина «Вакх», Караваджо или «Рождение Венеры» Боттичелли.

В своей книге 1989 года «Синдром ди Стендаля» врач Магерини представила свою статистическую методологию и детализировала 107 тематических исследований, наблюдавшихся в период с 1977 по 1986 год, тем самым закрепляя синдром Стендаля в психологическом дискурсе и знакомя с ним научную общественность. За время проведенных исследований она отметила, что более половины пострадавших от симптомов этого психического расстройства происходят из стран Северной Европы. Видимо, итальянцы, и как не странно, японцы невосприимчивы к этому синдрому. Это связано с тем, что итальянцы все время живут в окружении искусства и привыкли к нему, а японцы — потому что они очень сосредоточены и организованы во время путешествий.

Доктор Магерини, занимаясь наблюдениями этого явление, также установила профили трех видов туристов. Первый тип «просто хочет писать открытки и есть пиццу». Вторая категория включает интеллектуалов, которые хотят испытать те же эстетические ощущения, что и Стендаль. Третью, наиболее уязвимую группу, составляют люди, которые путешествуют наедине, и не обязательно являются интеллектуалами. Большая часть из них — одинокие женщины, около 40 лет, родом из Северной Европы.

Почему именно Флоренция?

Синдром Стендаля также называют синдромом Флоренции. Флоренция компактна и наполнена искусством. Это было место рождения Ренессанса, и многие из великих художников и мыслителей того времени были сосредоточены там. Напоминания о них все еще существуют по всему городу. По словам Магерини: «Флоренция не является прямой причиной, но действует как катализатор. Флоренция преследуется призраками великих, и впечатлительные личности могут быть подвержены этому синдрому».

Искусствовед Джонатан Тернер сравнил синдром Стендаля с синдромом Рубенса — расстройством, которое может заставить людей вести себя сексуально, сталкиваясь с эротическим искусством, таким как обнаженные картины Рубенса. Но синдром Стендаля не вызывает каких-либо изменений в сексуальном поведении пациента. Скорее, это вызывает у жертвы чувство тошноты, дезориентации, предобморочного состояния и повышенной чувствительности при столкновении с миром искусства.

Хотя такие «художественные атаки» кажутся обычным явлением во Флоренции, они могут происходить везде, где люди сталкиваются с гениальными произведениями искусства, от чего испытывают очень волнующий опыт. Существует также синдром Парижа и синдром Иерусалима с аналогичными эффектами.

Причины синдрома

Некоторые считают, что синдром Стендаля является психосоматическим заболеванием из-за двунаправленных отношений, существующих между разумом и телом. В этом случае эмоциональное возбуждение вызывает физические симптомы, приведенные ниже. Другие классифицируют синдром как психическое явление. Поэтому исследователи связывают его происхождение с тем, когда люди наблюдают много произведений великой красоты за короткий промежуток времени. Таким образом, синдром Стендаля — это своего рода художественный шок.

Симптомы синдрома Стендаля

Именно Грациэлла Магерини, изучив сотню подобных случаев у туристов во Флоренции, смогла суммировать набор симптомов, и даже представить их в виде красивой метафоры: своего рода «художественное смущение».

Итак, симптоматология синдрома Стендаля включает:

  • тахикардию;
  • сильное потоотделение,
  • приливы жара;
  • растерянность;  
  • панику;
  • эмоциональное напряжение и истощение.

В более серьезных случаях это может вызвать галлюцинации и головокружение, которое может привести к обмороку. Стоит отметить, что симптомы, которые характеризуют этот синдром, могут затронуть любого. Все мы можем чувствовать истощение и головокружение, или даже наш пульс может увеличиться в любой момент. Эти симптомы не обязательно должны совпадать с восхищением великими произведением искусства. По этим причинам этот синдром является настолько необычным.

Лечение и прогноз

Специфическое лечение этого состояния, как показывают данные, не идет дальше, чем исключение основных сопутствующих осложнений или сопутствующих заболеваний, особенно это касается психических. Для устранения симптомов этого расстройства за максимально короткое время, рекомендуется выполнить следующие действия:

  • покинуть место большого нагромождения произведений искусства;
  • выйти на свежий воздух,
  • выпить воды;
  • присесть или на что-то опереться (это особенно необходимо, если человек пребывает в предобморочном состоянии);
  • дать себе время, чтобы отдышаться, прийти в чувства и вернуться к своему нормальному состоянию.

Что касается прогноза для этого состояния, то предполагается, что человек, единожды пострадавший от синдрома Стендаля, будет испытывать подобные чувства и физические симптомы еще не один раз в своей жизни, рассматривая другие произведения искусства в новом месте. Остается только нерешенным вопрос: вызывают ли воспоминания о пережитом опыте наблюдения гениальных произведений искусства новое проявление симптомов?

Примеры случаев синдрома Стендаля

По словам психиатра Грациэллы Магерини, она видит и работает только с тяжелыми случаями синдрома Стендаля. Незначительные же случаи этого синдрома происходят по всей Италии и, вероятно, по всему миру. Магерини описывает случай 53-летнего немца, который был госпитализирован после неоднократного просмотра картины «Вакх» Микеланджело Караваджо в галерее Уффици.

Пациент чувствовал «влечение все ближе и ближе к интимному сексуальному возбуждению неоднозначного характера, которое вторглось в него и заставляло его чувствовать себя одновременно хорошо и плохо». Окончательно сбитый с толку и расстроенный случившимся с ним эпизодом, он обратился за медицинской помощью. После нескольких сеансов психотерапии он пришел к признанию своей скрытой гомосексуальности.

Еще один случай связан с молодым студентом из Праги, который во время просмотра фресок Масаччо в Кьеза-дель-Кармине испытывал сильную физическую реакцию и характерное чувство диссоциации. К тому времени, когда он встретился с доктором Магерини, он уже не мог разговаривать. На восстановление этой способности у него ушло нескольких месяцев интенсивной терапии.

Статья 2009 года в Британском медицинском журнале описывает случай 72-летнего художника, который осуществил свою давнюю мечту о посещении Флоренции. Стоя на Понте Веккьо он перенес психотический эпизод, отмеченный параноидальными галлюцинациями. Симптомы прошли без лечения и постепенно исчезли в течение нескольких недель после его возвращения домой. Но четыре года спустя он отправился на юг Франции (без намерения вернуться во Флоренцию) и потерпел полный рецидив.

Его лечили постельным режимом и мягкими седативными средствами. Симптомы прошли, возвращаясь только тогда, когда он находился в сильном стрессе. Похоже, что пережитое травматическое событие не проходит бесследно, а остается на всю жизнь, время от времени напоминая о себе.

Некоторые считают, что синдром Стендаля является психосоматическим заболеванием из-за двунаправленных отношений, существующих между разумом и телом
Синдром Стендаля

Рекомендуемые статьи:

По материалам — novoston.com

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: