39 интересных фактов о Людвиге Ван Бетховене

Людвиг ван Бетховен

    Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор и пианист, — один из самых признанных и почитаемых композиторов в истории музыки. Его произведения являются одними из наиболее часто исполняемых в репертуаре классической музыки. За свою довольно короткую жизнь, несмотря на трудности, связанные с полной глухотой, он создал множество блестящих произведений. Хотя он не мог давать концерты без слуха, он чувствовал музыку всеми органами чувств, воспринимая ее через свое музыкальное воображение. Его величайшее произведение — Симфония № 9 — хорошо известно не только любителям музыки, хотя бы потому, что ее заключительная кантата является гимном Европейского Союза.

    1. Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор и пианист, живший в 1770-1827 гг.

    Он остается одним из самых почитаемых композиторов в истории музыки, а его произведения входят в число наиболее часто исполняемых в репертуаре классической музыки.

    2. Он был предтечей романтизма в музыке.

    Его творчество охватывает переход от классического периода к романтической эпохе в классической музыке.

    3. Бетховен родился в Бонне в 1770 году в доме на Боннштрассе, 20, где сейчас находится Дом-музей Бетховена.

    Достоверных сведений о дате его рождения не сохранилось, но сохранилась запись о его крещении, где указана дата — 17 декабря. Сам Бетховен считал, что родился 15 декабря, а поскольку в немецкой церкви того времени было принято крестить детей не позднее чем через 24 часа после их рождения, была принята дата рождения композитора — 16 декабря, с которой согласился и сам Бетховен.

    4. Предки Бетховена были католическими фермерами с территории современной Бельгии (приставка «ван» — типичный представитель распространенных голландских фамилий, часто происходящих от названия местности).

    Дед композитора, Людвиг Старший, прибыл в Бонн из города Мехелен (в то время — австрийское герцогство Брабант, ныне — Фламандская Бельгия) в возрасте 21 года и вскоре женился на местной девушке Марии Йозефе Полл. Он устроился певцом-басом при дворе архиепископа-избирателя Кельна Клеменса Августа, а затем стал капельмейстером. У супругов был единственный сын Иоганн, который работал тенором там же, где и его отец, а также давал уроки игры на клавире и скрипке.

    5. К концу жизни Людвиг-старший написал свой портрет, который остался в комнате внука как талисман его музыкального наследия.

    Иоганн ван Бетховен женился на Марии Магдалене Кеверих, дочери повара при дворе архиепископа Трирского. Из семерых детей, родившихся от этого брака, в живых остались только второй, Людвиг, и два младших брата — Каспер Антони Карл и Николаус Иоганн (в просторечии Иоганн).

    6. Поскольку Людвиг с ранних лет проявлял музыкальные способности, его отец, следуя примеру Вольфганга Амадея Моцарта, хотел сделать из него «вундеркинда».

    Иоганн, зная об успехах Леопольда Моцарта (с сыном Вольфгангом и дочерью Наннерль), пытался продвинуть сына как вундеркинда, утверждая, что Бетховену было шесть лет (на самом деле ему было семь) на афишах его первого публичного выступления в марте 1778 года в Кельне. Первым учителем музыки маленького Людвига был его отец. Позже у него были и другие местные учителя: придворный органист Жиль ван ден Эеден, друг семьи Тобиас Фридрих Пфайффер, обучавший его игре на клавишных, родственник Франц Ровантини, обучавший его игре на скрипке и альте, и придворный концертмейстер Франц Антон Рис, обучавший его игре на скрипке.

    7. Бетховен начал учиться музыке в возрасте пяти лет, и поскольку режим обучения был строгим и напряженным, он часто доводил его до слез.

    Часто страдая от бессонницы, Пфайффер организовывал поздние уроки, вытаскивая спящего малыша из постели.

    8. Позже отец нанял для Людвига лучших учителей.

    Самым важным из них был композитор и органист Кристиан Готтлоб Неефе, который познакомил юного Бетховена с музыкой Иоганна Себастьяна Баха и влюбил его в эту музыку. Бетховен знал наизусть цикл прелюдий и фуг Баха.\

    Нефе обучал Бетховена композиции. В марте 1783 года вышло его первое опубликованное произведение — набор вариаций для клавира.

    9. Вскоре Бетховен начал работать с Нефе в качестве помощника органиста в придворной капелле.

    Сначала он работал неоплачиваемо (1782 г.), а затем получил жалованье (1784 г.).
    Первые три фортепианные сонаты, которые иногда называют «Курфюрстскими», поскольку они посвящены курфюрсту Максимилиану Фридриху (1708-1784), были опубликованы в 1783 году.

    В том же году в журнале «Magazin der Musik» появилось первое печатное упоминание о Бетховене.

    Рекомендуем: 28 интересных фактов о Вольфганге Амадее Моцарте

    10. Преемник Максимилиана Фридриха на посту курфюрста Бонна Максимилиан Франц назначил Бетховена придворным органистом и оплатил его поездку в Вену в 1792 году.
    В эти годы он познакомился с несколькими людьми, которые стали важными в его жизни. Он часто посещал семью фон Брейнингов, детям которых он преподавал игру на фортепиано, а овдовевшая госпожа Брейнинг предложила ему материнскую дружбу. Здесь же он познакомился с Францем Вегелером, молодым студентом-медиком, который стал его другом на всю жизнь. В доме фон Бройнингов он познакомился и с графом Фердинандом фон Вальдштейном, который стал другом и финансовым помощником Бетховена в боннский период — в 1791 году он заказал ему первое произведение для сцены, балет «Музыка для ритербалета».

    11. Семейное окружение фон Бройнинга представляло собой альтернативу его домашней жизни.

    Отец Людвига злоупотреблял алкоголем и часто вел себя агрессивно по отношению к жене и детям. В конце концов, жизнь в семейном доме стала зависеть от упадка сил отца. Мать Людвига умерла в 1787 году. В 1789 году отец Бетховена был принудительно уволен с работы из-за алкоголизма, и было принято решение выплачивать половину его пенсии непосредственно Людвигу для содержания семьи. Он вносил свой вклад в семейный бюджет (по словам его друга Вегелера, не очень охотно), давая уроки и играя на альте в придворном оркестре.

    В последние годы жизни Бетховен никогда не вспоминал об отце, но портрет матери, которую он очень любил, всегда стоял на его рабочем столе.

    12. Играя в придворном оркестре, Бетховен познакомился с различными оперными произведениями, в том числе с произведениями Моцарта, Глюка и Паизиелло.

    Он также подружился с Антоном Райхой, племянником дирижера придворного оркестра Йозефа Райхи, композитором, флейтистом и скрипачом примерно того же возраста.

    13. Во время своего первого двухнедельного визита в Вену в 1787 году он почти наверняка познакомился с Моцартом.

    В период с 1790 по 1792 год Бетховен написал несколько произведений, показав в них большую зрелость, но ни одно из них не опубликовал. Он также получил свои первые заказы (вероятно, по указанию Неефа) — Боннское литературное общество заказало ему в 1790 г. кантату в честь смерти Иосифа II и еще одну кантату в честь последующего вступления Леопольда II на престол императора Священной Римской империи. Эти две кантаты в то время не исполнялись и были утеряны до 1880-х годов, когда Иоганнес Брамс назвал их «Бетховен насквозь», усмотрев в них пророческий стиль, отличающий его музыку от классической традиции.

    14. Вероятно, первое знакомство Бетховена с Йозефом Гайдном состоялось в конце 1790 года, когда последний, путешествуя в Лондон, остановился в Бонне на Рождество.
    Через полтора года они встретились в Вене, когда Бетховен играл в оркестре Редута в Годесберге.

    15. В ноябре 1792 года он уехал в Вену и вскоре после приезда узнал о смерти отца.
    Было распространено мнение, что Бетховен является преемником недавно умершего Моцарта — Людвиг изучал творчество Моцарта и писал произведения в ярко выраженном моцартианском стиле.

    Пребывание в Вене он посвятил учебе, не сразу задумав стать композитором. В основном он учился игре на скрипке у Игнаца Шуппанцига, а также занимался у Гайдна, стремясь освоить контрапункт. Кроме того, он начал периодически брать уроки у Антонио Сальери, в основном по итальянскому стилю вокальной композиции.

    16. Многие богатые венцы признали его способности и оказали ему финансовую поддержку, в том числе князь Йозеф Франц Лобковиц, князь Карл Лихновский и барон Готфрид ван Свьетен.

    Благодаря связям с Гайдном и Вальдштейном Бетховен начал приобретать репутацию исполнителя и импровизатора в салонах венской знати. К 1793 году он приобрел в Вене репутацию фортепианного виртуоза, но не спешил публиковать свои произведения, чтобы придать им большую известность.

    17. В 1795 году состоялся его публичный дебют в Вене.

    Он дал три концерта, начав с одного из собственных фортепианных концертов 29 марта в Бургтеатре и закончив 31 марта концертом Моцарта, вероятно, Концертом для фортепиано с оркестром № 20 ре минор.

    18. Вскоре после публичного дебюта он опубликовал три фортепианных трио, которым присвоил опус № 1.

    Эти произведения были посвящены его покровителю князю Лихновскому и имели финансовый успех. Прибыли Бетховена хватило почти на год, чтобы покрыть расходы на жизнь. В 1800 году состоялся первый концерт, доходы от которого шли исключительно ему, и премьера Симфонии № 1. Произведение было хорошо принято, хотя критики сочли его недостаточно оригинальным.

    19. Бетховен принимал участие в так называемых фортепианных «дуэлях».

    Первый из них состоялся в доме барона Раймунда Ветцлара, бывшего покровителя Моцарта, с виртуозом Йозефом Вольфлем, а через год в салоне графа Морица фон Фриза с Даниэлем Штайбелтом — оба поединка он выиграл.

    Рекомендуем: 19 интересных фактов об Антонио Вивальди

    20. На пике своей виртуозной славы, в 1796-1798 гг. у Бетховена появились первые симптомы глухоты.

    Вначале он относился к этому как к кратковременному телесному недомоганию, но со временем понял, что глухота необратима. Причиной, вероятно, был отосклероз, возможно, сопровождавшийся дегенерацией слухового нерва. Композитор сломался и в 1802 году, находясь в Хайлигенштадте, недалеко от Вены, написал письмо братьям (которое не отправил), так называемое «Хайлигенштадтское завещание», в котором говорит, что единственное, что удерживает его от самоубийства, — это его искусство.

    21. После нескольких лет борьбы с инвалидностью Бетховен был вынужден полностью отказаться от публичных выступлений и посвятить себя исключительно композиторской деятельности.

    Это был большой удар для него, так как концерты были важным источником дохода, и, кроме того, глухота в значительной степени способствовала его уходу из общественной жизни. До 1812 года Бетховен еще мог слышать речь и музыку, но так и не стал полностью глухим. В последние годы жизни он еще мог различать низкие тона и внезапные громкие звуки.

    22. Возвращение Бетховена из Хайлигенштадта в Вену ознаменовалось сменой музыкального стиля и сейчас часто описывается как начало среднего (героического) периода его творчества.

    Вскоре после разрыва Бетховен написал одно из самых радостных своих произведений — Симфонию № 2 ре мажор, ор. 36, а также множество оригинальных произведений, написанных с пафосом. Важным произведением в новом стиле стала Симфония № 3 ми-бемоль мажор, ор. 55, известная как «Эроика». Композитор создал это произведение, которое первоначально назвал «Бонапарт», так как был очарован личностью героического вождя революции. Однако, когда в 1804 году Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен вычеркнул имя Наполеона с титульного листа рукописи и назвал произведение «Героической симфонией» («Эроикой»), написанной в честь великого человека. Она была принята со смешанными чувствами.

    23. В 1810 году писатель и композитор Эрнст Гофман в своей влиятельной рецензии в «Allgemeine musikalische Zeitung» назвал Бетховена величайшим из трех «романтических» композиторов.

    По мнению Гофмана, в этом рейтинге он опередил Гайдна и Моцарта. Он писал, что в Пятой симфонии Бетховена его музыка «приводит в движение ужас, страх, боль и пробуждает бесконечную тоску, составляющую суть романтизма».

    24. Доходы Бетховена в этот период поступали от публикации его произведений, от их исполнения, а также от покровителей, для которых он давал частные концерты и эксклюзивные экземпляры заказанных им произведений до их публикации.

    Некоторые из его покровителей, в том числе князь Лобковиц и князь Лихновский, помимо заказа и покупки опубликованных произведений, давали ему ежегодные стипендии. Пожалуй, самым важным аристократическим покровителем был эрцгерцог Рудольф Австрийский, младший сын императора Леопольда II, который начал брать у него уроки фортепиано и композиции. Отсюда родилась дружба, продолжавшаяся до 1824 года. Бетховен посвятил Рудольфу 14 сочинений, в том числе одни из самых значительных — Эрцгерцогское трио, ор. 97, и Торжественную мистерию, ор. 123.

    25. Осенью 1808 г. брат Наполеона Жером Бонапарт, в то время король Вестфалии, отказавшись от должности в Королевском театре, предложил Бетховену хорошо оплачиваемую должность капельмейстера при Кассельском дворе.

    Чтобы убедить Бетховена остаться в Вене, эрцгерцог Рудольф и другие его покровители обязались выплачивать ему ренту в размере 4 000 флоринов в год. Только Рудольф выполнил свое обязательство, и композитор был вынужден прибегнуть к помощи закона.

    26. В 1806 году Бетховен посетил графа Франца фон Опперсдорфа в его замке в Глоговеке близ Прудника.

    Оркестр замка встретил его концертом с исполнением Второй симфонии ре мажор. Бетховен пообещал графу подарить ему Пятую симфонию до минор, над которой он работал, и получил от графа аванс в размере 500 флоринов. Однако симфонию он посвятил графу А.К. Разумовскому, а права на 6-ю симфонию получил Оперсдорф.

    27. Периодом исключительной творческой плодовитости для композитора стали 1804-1810 годы.

    Тогда были написаны четыре симфонии, четыре концерта, пять квартетов, трио, сонаты и увертюры.

    28. После смерти брата Каспера Бетховен упорно добивался опеки над его сыном Карлом, так как считал, что его вдова Иоганна слишком распутна, чтобы заботиться о ребенке.

    К сожалению, Людвиг оказался совершенно неприспособленным к воспитанию племянника: он не вел оседлый образ жизни и не был последователен в воспитании. Его протеже даже пытался выторговать себе жизнь, что окончательно огорчило мастера. Профессиональная деятельность мастера в это время также пошла на спад, и в 1817-1819 годах он создал только одно произведение (считающееся шедевром) — Большую сонату си-бемоль мажор, ор. 106 «Молоток».

    29. Полная глухота маэстро делала совершенно невозможным его общение с внешним миром.

    Общение происходило посредством так называемых разговорных тетрадей (Konversationshefte), которые являются уникальным историческим документом, содержащим беседы не только на музыкальные темы. Некоторые из них (138 из 400) сохранились до наших дней благодаря его первому биографу и другу Антону Шиндлеру. К сожалению, они не совсем аутентичны, так как Шиндлер внес в них множество изменений, чтобы несколько приукрасить и мифологизировать жизнь композитора.

    Рекомендуем: 36 интересных фактов об Уильяме Шекспире

    30. К концу жизни Бетховен получил множество признаний.

    В частности, он стал членом Шведской академии наук, получил золотую медаль от Людовика XVIII за Торжественную мессу (Missa Solemnis in D major, Op. 123). Большой известностью он пользовался и среди венцев.

    31. Бетховен очень много работал, вел разрушительный образ жизни, жил не в самых лучших условиях, имел множество личных проблем и, кроме того, страдал от многочисленных болезней — это приводило к сильнейшему истощению организма.

    Всю жизнь он боролся с кишечными заболеваниями, к ним присоединилась водянка, а также цирроз печени, который и привел композитора к смерти. Однако последние исследования говорят о том, что основной причиной плохого самочувствия и последующей смерти композитора было лечение свинцом, которое проводил его врач Андеас Ваврух (он использовал припарки, содержащие свинец). Влияние оказали и сосуды, которыми пользовался Бетховен, а также лечебные воды, содержащие свинец.
    Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет.

    32. При смерти Бетховена присутствовали его друг Ансельм Хуттенбреннер и, возможно, его невестка Иоганна ван Бетховен.

    По словам Хуттенбреннера, около 17.00 произошла вспышка молнии и гром: «Бетховен открыл глаза, поднял правую руку и несколько секунд смотрел вверх, сжав кулак…».

    33. Первоначально композитор был похоронен на венском кладбище Фридхоф Санкт-Маркс. Маркса в Вене, откуда в 1888 году останки покойного были перенесены на вновь созданное Венское центральное кладбище, где были захоронены в могиле, соседней с могилой Шуберта.

    Похороны Бетховена состоялись 29 марта 1827 года, на них присутствовало более 10 тыс. венцев (население города в то время составляло около 200 тыс. человек). В похоронной процессии с факелами шли Франц Шуберт и скрипач Йозеф Майзедер. Траурную речь поэта Франца Грильпарцера прочитал актер Генрих Аншутц.

    34. Бетховен никогда не женился.

    Однако известны имена женщин, которых он любил, часто взаимно. Эти женщины, как правило, принадлежали к аристократии, а поскольку композитор не мог похвастаться знатным происхождением, то в те времена он не мог добиваться руки ни одной из них. Многим женщинам он посвящал свои произведения. Одной из них была Джульетта Гиччарди, имя которой он увековечил в фортепианной сонате до диез минор, ор. 27/2, названной «Лунной». Бетховен был даже помолвлен с ней, но ее отец отказался на ней жениться.
    Среди женщин, с которыми он поддерживал дружеские отношения, были Беттина Брентано (подруга Гете), Тереза Мальфатти, венгерская аристократка Анна Мария Эрдоди, которую композитор называл своей духовницей.

    35. После смерти мастера в потайном ящике стола было обнаружено письмо к Бессмертному Возлюбленному (найденное, в частности, вместе с Хайлигенштадским Заветом).

    К сожалению, установить, кто был таинственным адресатом письма, не удалось, неизвестно также, куда было адресовано письмо, когда оно было написано и отправлял ли его автор вообще. Существуют предположения, что этой возлюбленной была Доротея фон Эртманн.

    36. Композиторское творчество Бетховена принято делить на три периода: ранний (классический), средний (героический) и поздний (романтический).

    В раннем периоде композитор пошел по стопам своих великих предшественников — Гайдна и Моцарта. К этому периоду относятся Первая и Вторая симфонии, первые шесть струнных квартетов, первые три фортепианных концерта и более десятка фортепианных сонат, в том числе так называемые «Патетическая» и «Лунная».

    Средний период начался в период личного кризиса, вызванного прогрессирующей глухотой. В это время он отдает предпочтение крупным формам, несущим идею героизма, борьбы с судьбой. К этому периоду относятся шесть симфоний, Фортепианный концерт, Тройной концерт, Скрипичный концерт, фортепианные сонаты, в том числе так называемые «Вальдштейн» и «Аппассионата», скрипичная соната «Крейцерова» и единственная опера композитора «Фиделио».

    Романтический (поздний) период начался около 1815 года, когда произведения композитора стали отличаться большой интеллектуальной глубиной и ярким личностным выражением. К этому периоду относится, например, Струнный квартет, ор. 131, состоящий из семи взаимосвязанных частей, а в финале Девятой симфонии к оркестру присоединяются квартет солистов и смешанный хор. Среди других сочинений этого периода — симфоническая месса Missa Solemnis, «Голицынские квартеты» и «Большая фуга», а также пять последних фортепианных сонат, в том числе «Молотковая».

    37. Сегодня Бетховен известен главным образом как автор Девятой симфонии, написанной им в 1824 году.

    Более 30 лет композитор провел в Вене, где состоялись премьеры всех его симфоний, в том числе и Симфонии № 9, законченной в 1824 году. В то время Бетховен уже был полностью глухим и не мог дирижировать сам, но он стоял рядом с дирижером, повернувшись спиной к публике, и тоже «дирижировал» — руками, всем телом. Когда произведение заканчивалось и раздавались аплодисменты, один из исполнителей поворачивал маэстро к публике, чтобы тот мог хотя бы видеть зал и восторг слушателей. Бетховен держал музыку в голове, слышал ее через свое музыкальное воображение.

    38. Девятая симфония была чем-то революционным, чем-то доселе невиданным в истории музыки, в истории симфонии.

    Ведь в последнюю, четвертую часть автор ввел вокальные партии — довольно большой хор и четыре солиста.

    Фрагмент симфонии, заключительная кантата, стала гимном Европейского Союза (в 1972 году заключительная кантата Девятой симфонии, известная как «Ода к радости», в инструментальной версии, созданной Гербертом фон Караяном, была принята Советом Европы и Европейским сообществом в качестве гимна ЕС).

    39. «Ода к радости» — стихотворение, написанное Фридрихом Шиллером в ноябре 1785 года — окончательная авторская редакция датируется 1803 годом.

    Уже в 1789 году Бетховен записал в своем этюднике фразу из первой части хора с мыслью написать музыку к произведению Шиллера. На основании черновика 1812 года известно, что первоначально это была увертюра для хора и оркестра. В процессе работы над Девятой симфонией Бетховен включил текст в ее заключительную часть.

    Произведением, вдохновленным стихотворением Шиллера, является «Ода к юности» Адама Мицкевича, считающаяся восторженной похвалой молодости в филоматическом духе.

    ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:

      Оцените статью
      ( Пока оценок нет )
      Журнал Амром
      Добавить комментарии

      :) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: