Гиперактивность у детей. Гиперактивность ребенка создает больше всего проблем в детском саду и затем – в школе. Ученые утверждают, что никакая другая особенность мозговой деятельности ребенка не доставляет и ему, и окружающим столько хлопот. Между тем, причины гиперактивности ребенка очень разнообразны: они касаются не только воспитания, но зависят еще и от питания, и от того, насколько хорошо протекала беременность мамы, и даже… от материального достатка в семье. Подробнее о гиперактивности ребенка и о том, что с этим делать.
Гиперакти́вность, как утверждают медики, это состояние, при котором человек излишне возбудим и активен. Если гиперактивность ребенка не дает возможность нормально сущестовать его окружению, речь идет о психологических отклонениях. Гиперактивность больше всего характерна для детей дошкольного возраста, потому что их нервная система еще очень неустойчива, ребенок в это время излишне раним и восприимчив.
Мальчики в 4 раза чаще страдают от гиперактивности, чем девочки. Этому есть объяснение: мальчики при рождении крупнее девочек, поэтому у них чаще случаются травмы и повреждения при рождении. К тому же, мозг мальчиков созревает позже, чем мозг девочек. Поэтому мальчики-школьники в дальнейшем больше склонны к гиперактивности, чем девочки, опережая в этом слабый пол. Всего среди школьников зарегистрировано до 10% гиперактивных детей – не так уж мало.
Первые симптомы гиперактивности можно определить уже в возрасте от двух лет. Это видно по поведению ребенка: он делает резкие движения, может много и часто говорить или говорить с заиканием, двигаться активнее, чем его сверстники. Ребнок с признаками гиперактивности может также страдать энурезом.
Синдром гиперактивности (есть и такой!) больше всего проявляется в возрасте 6 лет. Родители спохватываются не сразу и ведут ребенка к врачу намного позже: в 8-10 лет. Это объясняется тем, что в более младшем возрасте родители приписывают гиперактивность сына или дочки простому баловству или просто не обращают на него внимания. Синдром гиперактивности обычно снижает свое течение и остроту к 14 годам – в этом возрасте дети становятся более ответственными, больше начинают ценить собственное «Я».
Эпидемиология
Гиперкинез более всего распространен среди детей младшего возраста. Подвержены ему дети из семей с низким социально-экономическим статусом, дети, что вырасти в спецучреждениях, дети из очень бедных сельских районов.
Причины гиперактивности у детей
К тяжелой гиперактивности у детей может привести накопление в организме барбитуратов и бензодиазепинов. Стимуляторы же полезны при лечении данного синдрома. Потому считается, что на гиперактивность влияет нейрохимический дисбаланс. Исследования показали, что генетический фактор имеет важную роль в развитии гиперактивности. Сейчас исследователи собирают данные о том, что риск гиперактивности зависит от полиморфизма некоторых генов.
Дети, имеющие мозговые нарушения или больные эпилепсией, склонны к гиперактивности. Но у большинства гиперактивных детей отсутствуют неврологические симптомы. Также есть данные, что рассматриваемые поведенческие отклонения имеют причиной нарушения исполнительного функционирования, связанного со структурными и функциональными аномалиями префронтальной коры и базальных ганглиев.
Воздействие свинца на организм не является причиной гиперактивности. Но есть данные, подтверждающие мнение, что данное поведенческое отклонение у детей может быть спровоцировано нежелательными реакциями на специфическую пищу или напитки.
На гиперактивность влияют не только биологические, но и психосоциальные факторы. Была найдена связь данного синдрома с депривацией и воспитанием в учреждениях.
Симптомы гиперактивности у детей
Выраженная беспокойность, импульсивность, невнимательность
Дети с гиперактивностью не могут спокойно сидеть на своем месте. Они вскакивают, крутятся по сторонам, трогают и переставляют вещи, рассматривают и прикасаются к своей одежде, они склонны не выполнять задание, а менять его по своему усмотрению. Гиперактивный ребенок часто отвлекается.
На игровой площадке гиперактивный малыш может выявлять такой же уровень активности, как и другие дети, не более. Специфика его активности заключается в неспособности сдерживать активность, когда необходимо не шуметь и сосредоточиться. Это происходит в классе, в детсаду и т. д.
Импульсивность проявляется в действиях без предварительных размышлений, опрометчивости, иногда в опасных поступках. На уроках такие дети могут выкрикивать ответ, не дослушав учителя и не подняв руку. Перебивать – обычное для них дело. В играх они не дожидаются своей очереди. Импульсивность может говорить о поведенческих расстройствах, потому она не может служить ключевым признаком при диагностике гиперактивности.
Устойчивость
Гиперактивность должна проявляться в разных обстановках, например, и в школе, и дома. Во время посещения врача устойчивая гиперактивность может не проявиться, потому что обстановка и окружающие люди будут незнакомыми для ребенка или же ребенок воспримет происходящее, как повышенное внимание к себе, и успокоится на данный период.
Хроническое течение и раннее начало
Симптомы продолжаются минимум пол года. Для гиперактивности у детей характерно раннее начало – к 7-ми годам или ранее. Обычно диагноз ставят в начальной школе, потому что в этот период проблемы наиболее ярко проявляются.
Критерии исключения
Расстройства аутистического спектра имеют превосходство над гиперактивными расстройствами. У первых может проявляться беспокойство и невнимательность. Гиперактивность не диагностируют, когда причинами плохой концентрации внимания и беспокойства являются расстройства настроения, тревожные расстройства или шизофрения.
Обычные сопутствующие признаки
Вызывающее, агрессивное и антисоциальное поведение
Оно часто достаточно выражено, чтобы поставить диагноз поведенческого расстройства.
Проблемы с социальными отношениями
Дети с гиперактивностью часто с удовольствием общаются со взрослыми, открыто, фамильярно и нахально. Сверстники нехотя общаются с такими детьми из-за их деструктивности и пренебрежения правилами, нежеланием соблюдать очередь в играх.
IQ ниже 100 у многих, но не у всех детей с гиперактивностью.
Специфические проблемы с обучением
Возникают даже у тех, у кого высокий IQ.
Неуклюжесть и незрелость неврологического развития
История специфической задержки развития
Диагностика гиперактивности у детей
Оценка симптомов
Внимание
Оценивают по тому, какое время ребенок продолжает чем-либо заниматься, включая рисование, чтение, игры в одиночестве или с другом. Обращают внимание на частоту переключения с одной задачи на другую или между разными деятельностями. Гиперактивные дети не могут длительное время заниматься даже интересными делами.
Двигательная активность
Оценивают по тому, как долго ребенок может сидеть во время занятий, которые указаны выше в первом пункте. А также учитывают, какую долю времени он ерзает и пытается встать; как часто убегает во время семейных прогулок или в магазине.
Дифференциальная диагностика
Нормальность
Родители могут считать ненормальными невнимательность и беспокойность, которые на самом деле лежат в пределах нормы.
Ситуационная гиперактивность
Некоторые малыши гиперактивны только дома или только в детсаду. Им нельзя диагностировать гиперактивность. Некоторые исследователи всё же считают, что ситуационная гиперактивность является более легким вариантом устойчивой гиперактивности.
Поведенческие расстройства
Часто сочетаются с настоящей гиперактивностью, но иногда могут лишь имитировать ее. Дети могут проявлять отклонения только в одном месте, потому важно, сохраняются ли беспокойность и невнимательность во время выбранных занятий, таких как чтение, рисование, игры с одногодками, постройки лего. Если да, то подозревают смешанное расстройство гиперактивности/поведения.
Эмоциональное расстройство
К беспокойности и невнимательности могут привести тяжелая тревога, мания, депрессия. Есть ребенок гиперактивен и у него есть эмоциональные симптомы, более тщательно собирают историю с целью установить, что началось первым. Если сначала проявились эмоциональные симптомы, то у ребенка подозревают эмоциональное расстройство. Но если сначала были симптомы гиперактивности, то это может оказаться острым эмоциональным расстройством поверх гиперактивности.
Тики, хорея и другие дискинезии
Их можно по ошибке спутать с ерзаньем. Следует внимательно следить за движениями. Дети с тикозными расстройствами могут быть также гиперактивными, и гиперактивность может проявиться задолго до появления тиков в принципе.
Расстройства аутистического спектра
Их подозревают в случаях, когда невнимательность и беспокойность сопровождаются социальными нарушениями, ригидным и повторяющимся поведением аутистического характера, отклонениями общения, отсутствием спонтанной символической игры.
Генерализованная недостаточная обучаемость
У такого ребенка внимание и регуляция могут быть адекватными умственному возрасту, но снижены относительно его хронологического возраста. Дети с генерализованной недостаточной обучаемостью еще и гиперактивны (многие из них).
Лечение гиперактивности у детей
1. Образование
О расстройстве ребенка нужно сообщить в семье, в школе и самому ребенку. Не стоит винить в этом родителей или самого малыша. Часто гиперактивных детей много ругают, потому что они бывают совершенно невыносимыми. Но взрослые должны признать, что проблемы ребенка – не просто намеренное
непослушание. Нормы относительно неприемлемого поведения должны быть ясными, должны настойчиво и спокойно претворяться в жизнь и поддерживаться немедленными (но не суровыми) санкциями (наказаниями). Ключевая цель лечения – уменьшить вероятность того, что ребенок дополнительно приобретет поведенческое расстройство. Когда появляются проблемы и обучением, может понадобиться коррекционная помощь.
2. Психологическое лечение
Управление поведением часто полезно и в самых легких случаях может быть единственным лечением, которое требуется. Родители могут записаться на специальные тренинги, чтобы улучшить навыки управления ребенком. Это снимает стресс в семье и помогает бороться с негативным поведением ребенка.
Можно награждать ребенка, когда он всё дольше и дольше сосредоточен на какой-либо деятельности. Также предлагается учить ребенка когнитивным стратегиям, чтобы увеличить обдумывание.
3. Лечение медикаментами
Хорошо проверенным лечением гиперактивности у детей является применение стимуляторов. Но в США, к примеру, им злоупотребляют.
Часто применяют для лечения метилфенидат, а также дексамфетамин. Из-за опасения повреждения печени пемолин на сегодняшний день применяется в редких случаях.
Медикаментозное лечение с помощью стимуляторов применяют при тяжелой и устойчивой гиперактивности и при отсутствии эмоциональных симптомов. Если родители против лечения лекарственными средствами, им предлагается дать ребенку краткий курс, вместе с врачами оценить результаты и решить, стоит ли продолжать лечение.
Медикаменты, назначенные адекватно, позитивно влияют на внимание и уровень активности, часто наступает параллельное улучшение в послушании, взаимоотношениях со сверстниками. Улучшаются также отношения в семье и повышается уровень обучаемости.
Метилфенидат и дексамфетамин не вызывают привыкания у детей, не имеют седативного действия. Побочные эффекты также незначительны, ими можно пренебречь, или врач рекомендует немного снизить дозу. Стимуляторы могут привести к усилению тиков, поэтому они не являются препаратами первого выбора у детей с тиками или при отягощающей истории тиков в семье.
Прием стимуляторов может не прекращаться месяцы и даже годы. Это безопасно. Может случиться только одно осложнение после долговременного применения – очень небольшое уменьшение роста у взрослых. Гиперактивность можно лечить другими средствами – например, клонидином, бупроприоном, трициклическими препаратами, такими как имипрамин.
Но нельзя ограничивать лечение гиперактивности у детей только приемом медикаментов. Стимуляторы помогают ребенку начать нормальное развитие.
4. Диета
Лечение диетой очень популярно у родителей, и часто бывает необходимо вначале попробовать сначала его, а потом уже, если не поможет, и другие методы. Судя по последним данным, гиперактивность у ребенка уменьшается от исключения из рациона некоторых продуктов. Обычно причина кроется в одном или двух естественных продуктах, например, в апельсинах или молоке.
Прогноз. Чрезмерная активность обычно уменьшается, когда ребенок становится подростком, хотя во взрослой жизни у многих пораженных детей остаются проблемы, связанные с внутренним чувством беспокойности, импульсивностью и невнимательностью.
В учебе такие дети часто не преуспевают, что может стать причиной непродвижения по карьерной лестнице в дальнейшей взрослой жизни. У детей с сочетанием гиперактивности и расстройства поведения высок риск антисоциального расстройства личности и злоупотребления психоактивными веществами во взрослой жизни; у детей с «чистой» гиперактивностью риск этих антисоциальных исходов меньше, хотя они, тем не менее, уязвимы.
По материалам — novoston.com
Рекомендуемые статьи: