Психосоматические нарушения подразумевают выраженные физические симптомы, возникшие без основной органической патологии под воздействием психосоциальных факторов. Обращение в содружество психологов и реабилитологов Ираклия Пожариского позволяет верно идентифицировать проблему и избрать работающую, но щадящую лечебную тактику.
Общая информация
Типичные психосоматические состояния, наблюдаемые в детской возрастной группе, включают:
- боль в животе и нарушения пищеварения;
- головные боли;
- дискомфорт в груди;
- хроническую усталость;
- аллергические реакции;
- конверсионные расстройства;
- беспокойство о здоровье;
- затрудненное дыхание.
Характеристики, которые свидетельствуют о психосоматической основе заболевания – расплывчатость, различная интенсивность, непоследовательный характер и структура симптомов. Для расстройств типично хроническое течение с объективным хорошим здоровьем.
Распространенность психосоматических жалоб у детей и подростков варьируется от 10 до 25%. В большинстве случаев эти заболевания являются реакцией на острый или хронический стресс. Потенциальные источники стресса у детей и подростков включают:
- проблемы с учебой в школе;
- семейные конфликты;
- давление со стороны сверстников;
- хронические соматические заболевания;
- смерть или инвалидность родителей;
- переезд в другой город.
Психосоматические расстройства часто фиксируются у детей, у которых недостаточно развиты способности справляться с трудностями.
Тщательный медицинский и психосоциальный анамнез, физическое обследование – ценные аспекты диагностической оценки. На этапе диагностики необходимо исключить органическую этиологию симптомов. Дальнейшее обследование и лечение проводится опытным психотерапевтом.
Причины
Особенности воспитания, способствующие развитию психосоматических заболеваний, выявлены у 91,6% детей: за счет гипопротекции (у 52,8%) и гипопротекции (у 38,8%). Гиперопека связана с избыточным проявлением родительских чувств, неуверенностью и низкой самооценкой опекунов. В половине семей наблюдается проецирование на ребенка нежелательных качеств, присутствующих у взрослых.
Неправильные стратегии родительского воспитания препятствуют здоровому развитию психики малыша. Они приводят к сбоям в системе реагирования на стресс, отсутствию здоровых механизмов психической защиты. Неверная родительская позиция приводит к тому, что дети становятся беззащитными перед стрессами. На фоне психической уязвимости во внутреннем мире малыша нагромождаются вытесненные, подавленные переживания, которые дают о себе знать в виде психосоматических симптомов.
Многие дети подвергаются воздействию психотравмирующих факторов. Травмирующее событие – это обстоятельства, которые угрожают физическому и психическому здоровью, вызывают ужас, панику, чувство беспомощности и вины. К травматическим событиям относятся сексуальное и физическое насилие, моральный прессинг в семье, обществе, школе. Серьезный стресс ребенку причиняют медицинские травмы (например, неудачно выполненная инъекция), участие или свидетельство дорожно-транспортных происшествий, террористических актов, стихийных бедствий, антропогенных катастроф. Дать старт психосоматическим заболеваниям может ситуация, когда малыш или подросток столкнулся с самоубийством других людей, испытал значимые травматические потери, например, смерть родителя или уход отца из семьи.
Расчетный уровень жертв и свидетелей насилия среди педиатрической группы колеблется от 39% до 85%. По оценкам специалистов, число молодых людей, подвергающихся сексуальному насилию, составляет от 25 до 43%. Большое количество детей получают неотложную медицинскую помощь в связи с непреднамеренными травмами (в результате аварий, падений, пожаров, укусов собак, утопления).Важно! Чаще всего дети и подростки подвергаются более чем одному травмирующему событию. Ребята, подвергшиеся хронической и всеобъемлющей травме, особенно уязвимы для воздействия последующих стрессоров. Когда пациенты педиатрической группы попадают в поле зрения специалистов по психическому здоровью, выявленная травма может быть не той, которая больше всего беспокоит ребенка. По этой причине очень важно собрать полную, подробную историю травм
Как травматический опыт приводит к психосоматическим болезням
Дети и подростки различаются по характеру реакции на травмирующий опыт. На ответ влияют уровень развития, культурные факторы, предыдущие травмы, доступные ресурсы помощи, проблемы в семье. Однако почти все ребята выражают какой-либо дистресс или изменение поведения в острой фазе восстановления после травмирующего события. Не все краткосрочные реакции на травму проблематичны. Некоторые изменения поведения отражают адаптивные попытки справиться с трудным опытом.
Однако часто возникают патологические стрессовые реакции:
- развитие новых страхов;
- тревога разлуки (особенно у малышей);
- проблемы с засыпанием;
- кошмары;
- грусть, подавленное настроение;
- потеря интереса к типичной деятельности;
- пониженная концентрация внимания;
- снижение успеваемости;
- злость и агрессия;
- соматические жалобы;
- раздражительность.
В результате таких симптомов нарушается привычный ритм жизни ребенка, что еще больше усиливает стресс. Некоторые дети возвращаются к прежнему уровню жизнедеятельности. Однако выздоровлению могут препятствовать индивидуальные и семейные факторы, серьезность текущих жизненных проблем, сопутствующие психические заболевания, опасения по поводу безопасности в будущем. Восстановление от стресса значительно затрудняет финансовое неблагополучие. Большинство детей из семей с низким уровнем дохода не получают психологической помощи.
После травму у многих ребят развиваются тяжелые нарушения, которые тревожат, мешают повседневному функционированию. Некоторые из этих реакций могут быть довольно серьезными и хроническими. Однако многие дети и подростки с психологическими проблемами не идентифицируются и, следовательно, не получают никакой помощи. Это со временем приводит к появлению телесных симптомов.
Особенности и клинические проявления
При психосоматических расстройствах у пациентов педиатрической группы часто наблюдается чрезмерно интенсивная реакция на физические симптомы. Малыши реагируют на нездоровье капризами, неукротимым плачем, театральным поведением, стараясь привлечь внимание взрослых.
Подростки часто навязчиво думают об «опасном» телесном недуге, сильно беспокоятся о незначительных нарушениях (например, убеждают себя в том, что головная боль – свидетельство онкологии). Они ведут себя по двум вариантам: злоупотребляют медицинской помощью и позволяют проблемам со здоровьем стать центром жизни или подавляют проблему, пробуют нездоровые формы поведения, например, употребляя алкоголь.
Существует несколько типов психосоматических симптомов. Некоторые напоминают признаки неврологического расстройства. У детей может быть парализована рука или нога, они могут стать глухими или слепыми. Малыши начинают сильно дрожать, что может вызвать подозрение о судорожном припадке.
У других ребят симптомы могут быть расплывчатыми (например, головная боль и тошнота). Дети могут стать одержимыми воображаемым дефектом, верить, что у них серьезное заболевание. Иногда ребенок может притвориться, что он ощущает непреодолимые страдания, хотя, по сути, диагностированное у него психосоматическое заболевания не сопровождается такой интенсивностью симптомов.
У детей может развиться множество нарушений или только один тяжелый дефект, обычно боль. Симптомы могут быть специфическими (например, боль в животе, расстройства дефекации) или неопределенными (например, утомляемость). Любая часть тела может стать предметом беспокойства.
Часто у детей появляются физические симптомы, когда другой член семьи серьезно болеет. Иногда нарушения представляют собой незначительный дискомфорт, который неправильно интерпретируются. Однако в большинстве случаев психосоматические симптомы не сфабрикованы сознательно. Дети действительно испытывают мучения, которые они описывают.
При психосоматических заболеваниях, как и при тревожных расстройствах, дети могут постоянно избегать вещей – занятий, ситуаций или людей, которые напоминают им о первом проявлении болезненных ощущений. Чувство эмоционального оцепенения или отделенности от тела – обычный спутник психосоматики у детей. Ощущая телесный дискомфорт, например, при приступах болей в желудке, школьники могут потерять интерес к обычным занятиям, отстраниться от родственников и сверстниках, задумываться о смерти.
Дети часто проявляют чрезмерную настороженность в отношении предупреждающих знаков. Они чувствуют себя чрезвычайно напряженными, ожидая повторения эпизода болезни (например, приступа бронхиальной астмы). Им сложно контролировать эмоциональные реакции, что приводит к безрассудному поведению или вспышкам гнева. Больным трудно расслабиться, заснуть, сконцентрировать внимание.
Диагностика
Врачи спрашивают детей о симптомах, проводят физикальный осмотр. Иногда выполняются лабораторные исследования, чтобы убедиться, что у маленьких пациентов нет физического расстройства, которое могло бы объяснить симптомы. Однако обширных лабораторных тестов обычно избегают, поскольку они могут еще больше убедить детей в существовании серьезных физических проблем, а ненужные диагностические мероприятия сами по себе могут травмировать детей.
Если физическая проблема не может быть выявлена, врачи используют стандартные скрининговые шкалы для оценки психического здоровья, чтобы определить, вызваны ли симптомы психоэмоциональными нарушениями. Врачи разговаривают с родителями, чтобы определить основные психологические проблемы, выявить сложные семейные отношения.
Как проводится лечение психосоматики у детей
Дети иногда отказываются от посещения психотерапевта, потому что думают, что их симптомы являются чисто физическими. Однако индивидуальная и семейная психотерапия, часто с использованием когнитивно-поведенческих методов, помогает детям и членам семьи распознать деструктивные модели мышления и поведения, которые закрепляют симптомы. Психотерапевты используют гипноз, биологическую обратную связь, релаксационную терапию. Психотерапия обычно сочетается с программой реабилитации, которая направлена на то, чтобы помочь детям вернуться к привычному распорядку дня.
Схема лечения часто включает физиотерапию, что дает ряд преимуществ. Физиотерапия:
- лечит реальные физические эффекты, такие как снижение подвижности или потеря мышечной массы, вызванные соматическим симптомом или связанным с ним расстройством;
- заставляет детей чувствовать, что для их лечения делается что-то конкретное;
- позволяет ребятам активно участвовать в лечении.
Поведенческие и когнитивные подходы рекомендуются в качестве лечения первой линии при психосоматических заболеваниях. Медицинская игровая терапия, когнитивно-поведенческая терапия, призы и поощрения за процедуры, методы отвлечения внимания, такие как виртуальная реальность продемонстрировали эффективность в облегчении симптомов. Психофармакологическое лечение может лишь дополнять психотерапию, когда расстройства вызывают значительные функциональные нарушения. Целенаправленное психофармакологическое лечение в сочетании с воздействием окружающей среды уменьшает серьезность проблем с настроением, сном, аппетитом. Комплексная терапия помогает маленьким пациентам развить лучшие навыки совладания с диагнозом, лечением и процедурами. Своевременное врачебное вмешательство улучшает качество жизни и функционирования во многих областях.
Антидепрессанты, такие как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), используются у взрослых для облегчения боли, тревоги, депрессии, которые могут сопровождать психосоматические расстройства. Однако нет одобренных к применению психофармакологических препаратов для лечения пациентов педиатрической группы. Семья ребенка должна быть проинформирована о причине использования психотропных препаратов, их показаниях, терапевтических альтернативах, ожидаемых преимуществах. Каждый раз, когда используется психотропный препарат у детей, необходимо учитывать соотношение риска и пользы.
Высокое качество терапевтических отношений между врачом, ребенком и родителями – основа лечения психосоматических заболеваний. Безопасные, надежные, доверительные отношения поддерживают процессы выздоровления, побуждают детей и родителей выполнять трудную работу по преодолению последствий травмирующего воздействия.
Доказано, что когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) эффективна при лечении малышей и подростков с психосоматическими расстройствами. Метод предоставляет ребенку возможность проанализировать травму в безопасной обстановке под руководством специально обученного психотерапевта.
Техники КПТ снижают серьезные травматические реакции, устраняют симптомы тревоги и депрессии, решают поведенческие проблемы. Психотерапия помогает избавиться от когнитивных искажений, например, самообвинения. Метод КПТ развивает адаптивное восприятие былых травм или существующих стрессовых факторов.
Во время экстремального стресса из-за отсутствия знаний дети не используют безопасные способы преодоления трудностей. Помощь врача в развитии и применении навыков в незнакомом типе событий предупреждает усиление клинической симптоматики. Обучение навыкам преодоления трудностей и решению проблем часто является частью лечения психосоматических болезней.
Передача информации об общих реакциях на физические симптомы болезни полезна не только для ребенка, но и для окружающих людей, включая родителей, учителей, тренеров. Знание, чего ожидать, какие реакции наиболее часты при конкретном психосоматическом заболевании, устраняет опасения взрослых, что их малыш не выздоровеет.
Родителям необходимо знать, что дети и подростки воспринимают травмирующие события и реагируют на них в зависимости от уровня развития. Ожидания родителей должны соответствовать тому, что типично для возраста ребенка. При общении со взрослыми врач направляет усилия на обретение ими понимания причин поведения крохи, что позволяет опекунам лучше поддерживать ребенка в период выздоровления.
Поскольку каждый малыш реагирует на травмирующие события по-своему, важно прислушиваться и попытаться понять уникальные взгляды и проблемы детей. Семейные традиции играют важную роль в том, какое значение ребенок придает своей болезни, каковы его ожидания выздоровления. Попытка врача понять опыт ребенка и стандарты семьи позволяет точно определить сферу вмешательства.
Как правило, родители и учителя легко замечают поведенческие проблемы, а тревожность и депрессивные симптомы у детей – нет. Поэтому хорошей практикой является оценка тревожности и депрессии путем непосредственного опроса детей, получения отчетов об этих симптомах. Для психосоматических пациентов рекомендуется регулярный скрининг на предмет ежедневных травматических воздействий. Это позволяет верно оценить уровень тревожности и депрессии, тем самым дает возможность спрогнозировать исход болезни.
Заключение
Психосоматические заболевания доставляют серьезные страдания маленьким пациентам. Такие расстройства, ощутимые на уровне тела, вызваны психоэмоциональным неблагополучием. Лечение психосоматики у детей проводится с использованием безопасных, но эффективных методов психотерапии