Знаете ли вы, как хвалить детей здоровым способом? Действительно, это может быть довольно рискованно. Такие слова, как «Ты такой умный!» или «Ты такой креативный!», иногда могут быть полезны, но иногда они могут и навредить. Почему?
Когда малыш выполняет какое-либо действие или демонстрирует социальный навык, например, самостоятельно надевает ботинки, вы сразу же хвалите его за это достижение. Браво! Он достиг чего-то, за что вы его награждаете. Похвала очень часто просто вылетает из ваших уст, вы даже не задумываетесь об этом.
Как хвалить детей: обоюдоострый меч
Когда вы хвалите своего ребенка, у него формируется ассоциация «действие=похвала». По этой причине он, скорее всего, повторит свое достижение только для того, чтобы его снова похвалили.
Исследования показывают это достаточно ясно: использование похвалы мотивирует детей получать больше похвалы. Поэтому, когда похвала дает ребенку «пятачок» (например, «Ты такой умный»), малышу легко сосредоточиться на сохранении этого видения в течение длительного времени, вместо того чтобы проявлять интерес к своей работе или процессу обучения.
Психолог Алонсо Тапиа говорит, что использование только похвалы «может рассматриваться как форма контроля, поэтому интерес к заданию будет снижаться». Другими словами, вы можете заставить детей перестать задавать вопросы или быть менее активными во время определенных занятий. Короче говоря, если вы попытаетесь дать положительное подкрепление своему ребенку, говоря ему, что он исключительно умен, вы можете предотвратить возникновение внутренне мотивированного поведения.
Так как же хвалить детей, чтобы помочь им создать эффективную мотивационную основу? Ответы могут дать следующие три стратегии.
Рекомендуем: Различия между нарциссизмом и эгоцентризмом
Хвалите процесс, а не человека
То, как вы хвалите своих детей, может повлиять на их мышление и, следовательно, на их склонность бросать вызов, проявлять настойчивость и добиваться успеха в учебе. Согласно исследованию, существует два особых способа мышления: фиксированный и роста.
- Дети с фиксированным мышлением считают, что такие вещи, как интеллект, характер и творческие способности, являются врожденными и неизменными. Другими словами, независимо от того, насколько усердно они учатся и сколько усилий прилагают, они практически обречены жить с теми навыками, с которыми родились. Поскольку они считают, что их потенциал ограничен, они избегают испытаний, которые проверяют их способности. Такие мысли легко могут стать причиной школьной неуспеваемости или социальной замкнутости.
- Дети с мышлением роста думают о мозге как о мышце, которая может расти, и ее способности могут быть улучшены с помощью практики, усилий и самоотдачи. Дети с установкой на рост считают, что их способности подобны посеянному семени и что на их развитие сильно влияет то, как о них заботятся.
Разница в мышлении была продемонстрирована в эксперименте, в котором четырехлетних детей попросили решить головоломку. Детям была предоставлена возможность вернуться к простой головоломке, которую они ранее решили, или попробовать более сложную.
Дети с фиксированным отношением решили еще раз переписать более легкую головоломку, подтвердив тем самым свои прежние навыки. С другой стороны, дети с ориентацией на развитие задавались вопросом, зачем кому-то заново составлять ту же головоломку, если есть возможность решить новую?
Дети с ориентацией на развитие решили решать задачки посложнее. Они были готовы постоянно проверять свои навыки, а не пытаться обрести уверенность, решая задачи, с которыми они сталкивались раньше.
Рекомендуем: Как выглядят ваши черные сценарии?
Хотите воспитать в ребенке развивающее мышление?
Если да, то вместо того, чтобы хвалить их, хвалите процесс:
- Хвалите их стратегию, например: «Вы нашли действительно хороший способ сделать это».
- Похвалите за определенное поведение, например: «Ты действительно понимаешь дроби».
- Похвалите их усилия. например: «Вы можете видеть, что вы практиковали это».
Быть реалистичным
Другая группа исследователей под руководством психолога Вульфа-Уве Мейера провела серию экспериментов с детьми в возрасте до семи лет, получающими похвалу. Исследователи проверили, как дети старше 12 лет анализировали слова похвалы, чтобы узнать правду. Другими словами, они сравнивали свое восприятие ценности своей работы с полученной похвалой.
Исследование, проведенное Мейером и др., показало, что дети, которые видели разницу между своим восприятием и восприятием своего учителя, восприняли похвалу как знак того, что учитель считает, что им не хватает навыков и им нужна дополнительная поддержка. С другой стороны, исследование показало, что похвала воспринималась как более искренняя, когда учитель также критиковал проделанную работу.
Рекомендуем: Отключиться от мира важнее, чем вы думаете
Попробуй это:
- Будь честным. Одна из самых больших ошибок, которые вы можете совершить как родитель, — это предположить, что ваши дети недостаточно умны, чтобы понять намерения, стоящие за вашей похвалой. Например, вы можете думать, что поощряете рост вашего ребенка, хваля плохие результаты, но вы обнаружите, что дети могут воспринимать неискреннюю похвалу как признак неудачи. Предлагайте искреннюю похвалу за истинные достижения.
Перестаньте хвалить их полностью
Впечатляющий объем исследований показывает, что похвала может быть совершенно обескураживающей. Новаторское исследование в этом отношении было проведено Мэри Бадд Роу. Она продемонстрировала, что группа учащихся начальных классов, которых учителя щедро хвалили, стали отвечать на вопросы более неуверенно («Я полагаю, что ответ семь?»). Когда учитель не соглашался, ученики отказывались от ответов, предложенных в начале.
В другом исследовании Джоан Грусек и Леона Кучиньского дети в возрасте от восьми до девяти лет, которых часто хвалили, стали менее щедрыми по отношению к своим сверстникам. Каждый раз, когда дети слышали: «Я горжусь тем, что вы помогаете другим и делитесь с ними подобным образом!», они проявляли меньше помощи. Поэтому интенсивность импульса к сотрудничеству уменьшилась и произвела эффект, противоположный желаемому.
У детей развивается толерантность к похвале, и они требуют все больших доз. Как только их похвала будет удалена, дети могут потерять интерес к деятельности.
После отвлечения внимания от взрослых многие дети перестают выполнять задание, которое было усилено явным признанием. Короче говоря, их любовь к определенному поведению или неотъемлемым последствиям ослабевает, потому что его появление обусловлено надеждой на получение положительного подкрепления. Когда это исчезает, исчезает и мотивация.
Имея все это в виду, если вы хотите быть немного более скупым в похвалах, что вам следует делать?
Рекомендуем: Психологический портрет человека, совершающего насилие над другими людьми
Смотрите и комментируйте
Вместо того, чтобы хвалить, старайтесь наблюдать и комментировать. Например, «Вы закончили рисовать картину!» Подобные комментарии ценят усилия вашего ребенка и побуждают его гордиться своими достижениями. Если ваш ребенок изображает то, что вы о нем думаете, когда вы говорите, не осуждайте его или ее. Например, не говорите: «Эти облака слишком большие!» или «Вы уверены, что вам нужно было использовать много синего?»
Вы, конечно, хотите, чтобы ваш ребенок чувствовал себя воодушевленным и мотивированным. Вы должны признать их триумфы, вы действительно гордитесь ими. Чтобы изменить привычки, нужно приложить некоторые усилия, но начните с того, что постоянно говорите своим детям: «Молодцы», пытаясь сочетать это с другими формами похвалы.
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: