Что такое психотерапия Адлера (или индивидуальная психология), и имеет ли она библейские корни?
Популярная психология проникла в наши телевизионные шоу и колонки советов в газетах и журналах и процветает в области самопомощи. Все большее распространение приобретают консультирование или психотерапия, а реакция общества кажется положительной. Христиане осторожно относятся к светской психологии, и не зря.
Некоторые аспекты светской психологии не поддерживают или даже не допускают библейские принципы. Тем не менее, психология рассматривает многие сферы жизни человека и предлагает многочисленные теории и формы психотерапии, некоторые из которых явно согласуются с Библией. Ниже дается краткий обзор психотерапии Адлера, которую также называют «индивидуальной психологией».
Толкование психотерапии Адлера
Психотерапия Адлера, названная так в честь ее основателя, Альфреда Адлера, относится к психодинамической области терапии. Адлер был коллегой Фрейда в течение нескольких лет, но затем их пути разошлись, и Адлер разработал иной подход к психотерапии. Психотерапия Адлера предполагает, что люди социально мотивированы и что их поведение является целенаправленным, т.е направлено к определенной цели. Адлер считал, что чувства неполноценности часто мотивируют людей в стремлении к успеху, и подчеркивал превосходство сознательного над бессознательным. Психотерапия Адлера утверждает, что существуют биологические и экологические ограничения для выбора, но это не является детерминистским. Психотерапии Адлера признает важность внутренних факторов, таких как восприятие реальности, ценностей, убеждений и целей. Она имеет целостное представление о группе лиц, принимая во внимание влияние общества на клиента и влияние клиента на общество.
Адлер считал, что у каждого человека есть его собственный направляющий идеал, в сущности, образ совершенства, к которому он стремится; и он стремился понять поведение человека через познание его целей. Адлер считал, что образ жизни (то как человек движется к собственному идеалу) в основном формируется в молодом возрасте, но под влиянием более поздних событий. Очередность рождения рассматривается в тесной связи с образом жизни. Кем мы являемся больше зависит от нашей интерпретации опыта, чем от самого опыта. Таким образом, выявление и переосмысление ошибочного восприятия является важной частью психотерапии Адлера.
Адлер подчеркивал социальный интерес и чувство причастности: важность взаимодействия отдельного индивида с миром на основе осознания большого человеческого сообщества. Для Адлера, социальный интерес является признаком психического здоровья. Когда люди чувствуют себя связанными с другими и активно участвуют в здоровой, совместной деятельности, их чувство неполноценности уменьшается.
Адлер также говорил о житейских задачах: дружбе (социальное), близости (любовь-брак), и вкладе в развитие общества (профессиональное). Каждая из этих задач требует от человека способностей дружить, сотрудничать с другими и испытывать к себе самоуважение.
Психотерапия Адлера начинается с исследования образа жизни клиента и выявления ошибочных представлений и неправильно поставленных целей. Затем клиенту внушается надежда, прививается повышенное чувство сопричастности и высокий уровень общественного интереса. Другими словами, психотерапия Адлера помогает человеку познать самого себя, борется с вредными представлениями и указывает клиенту на необходимость действовать в соответствии со своими житейскими задачами и участвовать в общественных мероприятиях. Консультанты учат, направляют и поддерживают.
Рекомендуем: Жизнь как роман
Психотерапия Адлера с комментариями из Библии
Многие идеи Адлера находятся в соответствии с Библией. Человек был создан для жизни в обществе и для труда (Бытие 2:15,18). Библия наполнена заповедями о “любви к ближнему”, а так же повествованиями о цели в жизни. В Библии говорится о необходимости “преобразовать обновление ума нашего” (Послание к Римлянам 12:2) и “пленять всякое помышление в послушании Христу” (Второе послание к Коринфянам 10:5). Осознание Адлером вреда от ошибочного восприятия сравнимо с христианским осознанием разрушительной природы лжи. Предостережения против лжеучителей и поощрение в пребывании в правде в Новом Завете (например, в Евангелии от Иоанна 14:26; 15:5; в Послании к Ефесянам 4:14-25; в Первом соборном послании святого апостола Иоанна Богослова 4:1; и Первом послании к Тимофею святого апостола Павла 4:16). “Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.” (Евангелие от Иоанна 8:31-32). Очевидно, что истина — основополагающий фактор в нашем восприятии свободы и благополучия.
Концепция Адлера в отношении ограниченной свободы так же имеет библейское подтверждение. В Библии говорится о нашей способности самим делать свой выбор и брать на себя ответственность за свои поступки. Однако наша свобода ограничена тем, что мы являемся “рабами” по греховной природе своей, спасение же возможно во Христе (Послание к Римлянам 6:16-18;7:15-25).
Психотерапия Адлера сосредоточена на переосмыслении событий и переучивании клиентов. Библия так же предлагает нам иной взгляд на жизненный опыт. Мы знаем, что: “…любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.” (Послание к Римлянам святого апостола Павла 8:28), и что “..кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу” (Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла 4:17). Обе эти концепции помогают нам по иному интерпретировать и принимать наше окружение. Тем не менее, Павел не просто переучивает Коринфян, он создает их новыми во Христе (Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла 5:17).
Отдельный интерес вызывает то, что психотерапия Адлера иногда рассматривает Бога, как отображение нашего собственного идеала, нежели как действительно Существующего. Также, в психотерапии Адлера нет четкого определения того, в чем заключается полезный социальный интерес или верный признак идеального себя. Поэтому психотерапия субъективна и во многом зависит от мировоззрения консультанта.
Основная область, в которой психотерапия Адлера “хромает”, — это взгляды на чувство неполноценности. Наше чувство неполноценности не зависит от стремлений или уныния; оно заключается в нашей греховности. Самосовершенствование не происходит через переосмысление наших мыслей или через участие в жизни общества. Помощь психотерапевта не решит проблемы в нашей жизни. Более того, благодаря искуплению Христом грехов наших мы живем и становимся новыми. Как только мы познаем истину, мы тут же начинаем ненавидеть ложь и “познаем ум Господень” (Первое послание к Коринфянам 2:16). Во Христе укрепляемся и поступаем во славу Божью (Послание к Филиппийцам 4:13). Являясь частью тела Христова, имеем чувство причастности (Послание к Ефесянам 4:15-16). “Он облагодатствовал нас в Возлюбленном” (Послание к Ефесянам 1:6), и когда мы знаем, что Господь любит нас, мы любим Его и ближних своих в ответ.
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: