Самые ранние известные сочинения на тему психологии относятся к 1550 году до н. э. Именно тогда в папирусе Эберса древними египтянами было описано несколько психологических состояний, среди которых депрессия и шизофрения.
Конечно, египтяне полагали, что эти психологические состояния имели сверхъестественные причины, поэтому папирус Эберса не был точно научным и надежным диагностическим руководством. Однако сам факт того, что египтяне понимали сложность человеческого разума и пытались это объяснить, заложил основу для развития психологии на протяжении следующих тысячелетий.
Учитывая, что история психологии насчитывает более 3500 лет, выделить всего десять ключевых моментов в этой дисциплине — непростая задача. Можно легко выбрать десятки поворотных моментов в психологии, которые превратили ее в науку, которую мы знаем сегодня. С учетом сказанного, следующие десять событий следует рассматривать как решающие моменты в области психологии.
Гиппократ утверждает, что за психологические процессы отвечает мозг, а не сердце
В V веке до н. э. Гиппократ публично отверг представление о том, что духи вызывают психические и физические расстройства, и вместо этого предположил, что за это ответственны природные элементы. В частности, он согласился с утверждением Платона (сделанным в 387 г. до н. э.) о том, что в центре психических процессов находится мозг, а не сердце, как постулировал Аристотель в 335 г. до н. э.
В «Искусстве исцеления» Гиппократ обрисовал симптомы типичного ненормального поведения, включая депрессию, паранойю и манию. В книге «О природе человека» он исследовал четыре жидкости (кровь, желтую желчь, черную желчь и мокроту) и описал, как дисбаланс между ними приводит к расстройствам личности.
Например, Гиппократ считал, что если у человека будет слишком много желтой желчи, у него будет склонность к гневу, а слишком много черной желчи приведет к тому, что человек станет меланхоликом.
Почему это событие важно: Гиппократ заложил основу для выявления и описания психических расстройств научным, а не сверхъестественным образом. Его теории четырех юморов легли в основу исследований темперамента, личности и мотивации на долгие века.
Гален классифицирует типы личности
Теория четырех юморов Гиппократа заложила основу для исследования человеческой личности, но Гален, живший между 130-200 годами нашей эры, сделал шаг вперед в этой работе.
В своей книге Pericraison, De temperamentis Гален связал четыре типа юмора как с темпераментом, так и с типами личности. Подобно Гиппократу, Гален считал, что дисбаланс юмора приводит к выражению определенных черт личности.
Например, Гален писал (как и Гиппократ), что слишком много черной желчи вызывает у человека меланхолию. Однако Гален расширил эту теорию, предположив, что черты личности, связанные с меланхолическим темпераментом, включают сентиментальность и склонность к самоанализу.
В качестве другого примера Гален предположил, что избыток кровного юмора указывает на сангвинический темперамент, который выражается в чертах личности, включая надежду и храбрость.
Гален также выразил идею о том, что ошибки необходимо устранять при помощи терапевта. В результате он стал первым известным человеком, описавшим терапевтические отношения.
Почему это событие важно: работа Галена по изучению человеческой личности оказала такое влияние, что более 1000 лет оставалась стандартным методом исследования личности.
Открытие первой психиатрической больницы в Лондоне
В начале 14 века больница Бедлам начала принимать пациентов для лечения психических расстройств. Больница, которая была приобретена лондонским Сити в 1547 году, практически непрерывно работала до 1948 года.
Почему это событие важно: открытие психиатрической больницы означало сдвиг в представлениях о душевнобольных. Хотя история больницы Бедлам не так уж велика (был период времени, когда посетители могли платить за посещение больницы и наблюдение за пациентами в качестве развлечения), она положила начало использованию госпитализации и реабилитации для лечить психические расстройства с целью вернуть пациента в общество.
Первое употребление слова «психология»
Примерно в 1524 году Марко Марулич (Marko Marulić), поэт и гуманист из Хорватии, опубликовал «Psichiologia de ratione animae humanae». Слово «psichiologia» в названии текста является первым подобным случаем, когда использовался термин «психология». Шестьдесят шесть лет спустя Рудольф Гоклениус (Rudolph Goclenius) написал Lexicon Philosophicum, в котором было дано определение слову «психология».
Только в 1734 году, когда Кристиан Вольф опубликовал «Психологию эмпирика» и «Психологию рациональную», термин «психология» стал популярным словом.
Почему это событие важно: присвоение имени области психологии позволило ей развиваться отдельно от своих корней в медицине, философии и других школах обучения и мысли. Получив название, психология могла развиться как законная область исследования, как наука.
Несчастный случай с Финеасом Гейджем
В сентябре 1848 года Финеас Гейдж, железнодорожный рабочий из Вермонта, был ранен, когда в результате преждевременного взрыва металлический стержень длиной 3 фута прошел через его левую щеку и вышел из верхней части черепа. Гейдж чудом выжил, и, хотя он потерял часть функций на левой стороне лица и ослеп на левый глаз, у него не было остаточных физических или интеллектуальных проблем.
Однако личность Гейджа полностью изменилась. Человек, который когда-то почитался работодателем как лучший из мастеров, больше не мог следовать плану, перестал уважать других людей и был описан близкими как «уже не Гейдж».
Почему это событие важно: эти наблюдения, сделанные доктором Гейджа Джоном Мартином Харлоу, показали связь между мозгом и личностью. Более того, авария пролила свет на участки мозга и привела к открытию, что личность человека сосредоточена в лобной доле.
Открытие первой в мире психологической лаборатории
В 1879 году, спустя более чем 350 лет после первого известного использования термина «психология», Вильгельм Вундт основал первую в мире лабораторию специально для изучения психологии.
Лаборатория располагалась в в Лейпцигском университете, Германии. Вундт стремился применить экспериментальный метод к изучению психологии, особенно в том, что касается исследования человеческого поведения, эмоций и познания.
В частности, Вундт и его протеже хотели убрать самоанализ из процесса изучения человеческого поведения и вместо этого сосредоточились на использовании экспериментальных стимулов, которые можно было контролировать, результаты которых можно было записать, а затем показать и воспроизвести.
Почему это событие важно: работа Вундта в лаборатории психологии Лейпцигского университета позволила установить психологию как науку, отдельную от философии и биологии. Более того, несколько учеников Вундта стали влиятельными психологами, включая Дж. Стэнли Холла, который основал первую психологическую лабораторию в США и считается отцом как педагогической, так и детской психологии.
Рекомендуем: 6 различий между тревогой и стрессом
Уильям Джеймс публикует «Принципы психологии»
В 1890 году, спустя целых десять лет после начала работы, Уильям Джеймс, один из самых выдающихся ранних американских психологов, опубликовал «Принципы психологии».
В то время этот массивный текст считался новаторским в том смысле, в котором он описывал все еще относительно новую область психологии. В нем Джеймсу удалось объединить текущие представления о ментальной науке с биологическими дисциплинами, что позволило ему объяснить, как физические процессы могут влиять на психические процессы.
Сегодня она признана одной из основополагающих работ в данной области, в которой дано описание и понимание функциональной психологии.
Почему это событие важно: Принципы психологии подтвердили авторитет психологии как науки. В книге также описана теория эмоций Джеймса (известная как теория Джеймса-Ланге), которая постулировала, что эмоции являются результатом физической реакции на раздражитель.
Иван Павлов знакомит мир с классическим условным рефлексом
В конце 19 века русский физиолог Иван Павлов изучал слюноотделение собак в ответ на предъявление пищи. Павлов предсказал, что у собак начинается слюноотделение в ответ на подачу пищи, но он случайно обнаружил нечто гораздо более сложное.
Павлов заметил, что у собак начиналось выделение слюны задолго до того, как им подавали корм. Фактически, выделение слюны начиналась, когда они слышали шаги его помощника в коридоре, который отвечал за кормление собак. Затем он начал сочетать другие стимулы (например, звонок) с предъявлением пищи и узнал, что, как только раздавался звонок, запускался процесс слюноотделения.
Почему это событие важно: работы Павлова положили начало классической обусловленности, которая утверждает, что нейтральный раздражитель (например, звонок) в сочетании с безусловным раздражителем (например, пищей) может вызвать такую же реакцию (например, слюноотделение) через условный рефлекс. Это исследование повлияло на развитие психологической школы бихевиоризма и на работы Джона Б. Уотсона (который использовал эти методы, чтобы изучить страх у ребенка).
Зигмунд Фрейд закладывает основы психоанализа
Пока Иван Павлов изучал своих собак, Зигмунд Фрейд обращался внутрь себя и анализировал свои собственные сны — процесс, который он впервые предпринял в 1895 году.
Год спустя Фрейд впервые использовал термин «психоанализ». В последующие годы он усовершенствовал свою психоаналитическую теорию, согласно которой бессознательные мысли, чувства, воспоминания и эмоции являлись корнем психических проблем. В частности, его интересовало, как события в детстве влияют на функционирование мозга у людей в зрелом возрасте.
Одним из важнейших компонентов работы Фрейда был анализ сновидений. Его самая известная и влиятельная книга «Толкование снов» посвящена именно этой теме. В нем Фрейд постулировал, что сновидения включают явное содержание или предмет, о котором мечтает человек, а также скрытое содержание или истинное значение событий сновидения.
Почему это событие важно: Фрейд — одна из важнейших фигур в развитии психологии 20 века. То, что начиналось как самооценка и толкование сновидений, привело к его теории психосексуального развития, исследованию человеческой личности в контексте Ид, Эго и Суперэго, а также к развитию терапевтических техник (то есть разговорной терапии, свободных ассоциаций и трансференции), которые используются до сих пор.
Разработана шкала интеллекта Векслера-Бельвю
В 1939 году доктор Дэвид Векслер, клинический психолог в больнице Бельвю, опубликовал первую форму шкалы интеллекта Векслера-Бельвю. Векслер разработал тест для измерения интеллектуальных способностей взрослых, потому что до этого момента единственными доступными оценками для проверки интеллекта взрослых были те, которые были адаптированы на основе тестов детского интеллекта, и поэтому они имели очень мало внешней валидности для измерения интеллекта взрослых.
Определение интеллекта Векслера вращается вокруг способности адаптироваться к новым ситуациям и решать проблемы. Измеряя интеллект на основе результатов работы, Векслер смог количественно оценить интеллект способом, который ранее был невозможен. В результате тест Векслер-Бельвю стал флагманом тестов интеллекта и с тех пор превратился в специализированные шкалы для взрослых, детей в возрасте от 6 до 16 лет и детей в возрасте от 4 до 6,5 лет.
Почему это событие важно: тест Векслера, как и тест Стэнфорд-Бине до него, сыграл важную роль в концептуализации интеллекта в многомерной конструкции. То есть он определял интеллект не как отдельную характеристику (то есть «сообразительность»), а как множество различных типов интеллекта, составляющих интеллект человека. Сегодня набор тестов интеллекта Векслера по-прежнему является наиболее часто используемым психологическим тестом в мире.
Рекомендуем: Эмоциональный холст — терапевтические упражнения
Бонус: опубликован Диагностический и статистический справочник по психическим расстройствам.
Пятое издание ДССПР был впервые опубликовано в 1952 году как руководство по классификации психических заболеваний. На ДСПР сильно повлияли Международная классификация болезней-6 (МКБ-6) и терминология, разработанная Министерством по делам ветеранов США, которая стремилась создать стандартизированную номенклатуру для описания проблем психического здоровья, которые были распространены среди военнослужащих после II Мировой Войны.
Эта система классификации помогла стандартизировать диагностические процедуры для десятков психических расстройств и гарантировать, что люди, обращающиеся за помощью при психических заболеваниях, получат одинаковое лечение независимо от их местонахождения, социального положения, платежеспособности и т. д. Аналогичным образом, система ДСПР позволила терапевтам и другим специалистам в области психологии и психиатрии разработать оценки психического здоровья и методы лечения, которые улучшили их способность оказывать помощь.
Почему это событие важно: хотя система ДСПР имеет свои недостатки и противников, она оказала большое влияние на облегчение и повышение точности психологической оценки.
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: