Методы манипуляции — 5 техник влияния на людей

Как защититься от манипуляций?

Методы манипуляции. Знание методов манипуляции не обязательно должно приводить к эксплуатации людей — знания о методах манипуляции стоит приобретать для того, чтобы защитить себя от мошенников, охотящихся на нашу доверчивость. Иногда невинное поведение посторонних людей может побудить нас к действиям, которые мы не хотим предпринимать. Как защититься от манипуляций?

Манипуляция — это набор методов, предназначенных для убеждения человека или группы людей в достижении целей манипулятора. Жертва манипуляции не осознает, что против нее был использован обман, и часто убеждена, что на ее поведение не повлияли никакие внешние факторы. Между тем, верно и обратное — манипуляция часто является тщательно спланированной стратегией, направленной на достижение определенного эффекта.

В наше время особенно легко стать жертвой таких мошеннических уловок. Окружающий нас информационный хаос способствует распространению неправдивых, труднопроверяемых мнений и аргументов, которые могут повлиять на наше поведение.

Чтобы не поддаться влиянию манипуляторов разного рода, стоит узнать о наиболее распространенных приемах убеждения, используемых ими.

Методы манипуляции: правило взаимности

Правило взаимности гласит, что каждому человеку, который сделал нам добро, мы должны ответить взаимностью. Самый простой пример — когда коллега пригласил нас на свой день рождения. Организуя свой собственный день рождения, вы, вероятно, пригласите и его, поскольку правило взаимности требует от нас этого.

Хотя такой жест обычно рассматривается как знак вежливости, он может быть легко использован в корыстных целях. Это происходит потому, что у людей очень сильно развито чувство долга, и иногда они способны выполнить чью-то просьбу только потому, что чувствуют себя обязанными это сделать (даже если знают, что поступают неправильно). Таким образом, достаточно оказать кому-то небольшую услугу, и у нас уже есть предлог для того, чтобы потребовать от него выполнения нашей просьбы в будущем.

Аналогичное правило широко применяется в торговле. Во время покупок в супермаркете улыбчивые продвцы предлагают покупателям образец нового продукта — для того, чтобы вызвать у покупателя желание совершить покупку. Он думает: раз уж я получил сэндвич с вкусной пастой бесплатно, то не купить теперь всю банку — это неправильно.

Чтобы защитить себя от такого рода манипуляций, прежде чем принять подарок, подумайте, делает ли человек это искренне или его доброта подозрительна, и он может хотеть что-то большее взамен.

См. также: РЕВНОСТЬ — чувство, связанное с любовью, которое может быть разрушительным

Методы манипуляции: принцип обязательности и последовательности

Другая техника манипуляции вытекает из общей человеческой черты — стремления любой ценой привести свои действия в соответствие с ранее принятым решением. Социальные и культурные соображения диктуют нам последовательно придерживаться своего выбора, даже если в долгосрочной перспективе он требует действий, противоречащих нашим интересам. На практике это означает, что, взяв на себя обязательство сделать что-либо, человек впоследствии, как правило, не отзывает свое заявление.

Это правило манипуляции часто используют уличные мошенники — под предлогом проведения опроса они спрашивают у прохожих, сколько бы они готовы были потратить на благотворительность. Отвечающий, не желая показаться эгоистом, называет сумму. Через некоторое время интервьюер совершенно неожиданно сообщает, что работает в фонде, собирающем деньги для бездомных животных. Интервьюируемый, желая быть последовательным и не выглядеть человеком, бросающим слова на ветер, передает интервьюеру заявленную сумму.

Чтобы не стать объектом манипуляций, перед тем как предпринимать какие-либо действия, стоит подумать, имеет ли смысл придерживаться правил в конкретном случае. Как правило, в таких ситуациях интуиция подсказывает нам, что кто-то ловко «обманул» нас. В таком случае лучше прислушаться к здравому смыслу и вежливо отказаться.

Другая техника манипуляции вытекает из общей человеческой черты - стремления любой ценой привести свои действия в соответствие с ранее принятым решением.
Методы манипуляции

Методы манипуляции: социальная справедливость

Использование социального доказательства — одна из самых популярных техник манипуляции. Её принцип основан на убеждении, что определенное поведение является правильным в той мере, в какой другие люди ведут себя так же. Можно также назвать это «стадным рефлексом». Такое мышление в целом полезно, но оно сопряжено с риском стать объектом манипуляции.

Манипуляции с социальным доказательством можно встретить практически на каждом шагу — от простых межличностных взаимодействий до сложных маркетинговых трюков, используемых крупными компаниями. Бармен кладет несколько бумажных купюр в банку для чаевых, потому что он знает, что люди, видя это, будут считать чаевые правильным поступком. Косметический концерн утверждает в своей рекламе, что его продукция наиболее популярна среди российских женщин, пытаясь таким образом доказать, что его бренд является лучшим.

Точно так же, приводя преувеличенные данные или используя необоснованные обобщения («98% клиентов довольны…», «большинство людей считают, что…»), очень легко убедить кого-то в своих доводах. Когда мы слышим такие аргументы, давайте не будем автоматически принимать их за верные, а спросим об их источнике. В век Интернета проверка достоверности той или иной информации — детская забава и занимает не более нескольких минут.

См. также: ЗАИКАНИЕ — причины. Эмоции могут вызывать заикание

Методы манипуляции: правило симпатии и привязанности

Один из самых простых способов убедить кого-то в своей правоте — это… подружиться с ним. Как правило, люди охотнее поддаются влиянию тех, кого они знают и кто им нравится. Это общее наблюдение открывает широкое поле для манипуляций. Исследования показали, что достаточно манипулятору быть похожим на нас (иметь схожий стиль одежды, интересы, взгляды), и мы с большей вероятностью выполним его просьбу. Аналогичным образом на нас влияют комплименты, которые любят эксплуатировать продавцы и маркетологи (рекламные слоганы типа «вы этого достойны»).

Как защититься от такого рода манипуляций? Вы должны быть чувствительны к лести и попыткам угодить. Особенно это касается отношений между клиентом и продавцом, хотя манипулирование подобным образом не редкость даже среди людей, состоящих в более близких отношениях.

Методы манипуляции: верховенство власти

Насколько эффективен авторитет как метод манипуляции, показывает знаменитый эксперимент американского профессора психологии Стэнли Милгрэма. Милграм предложил группе людей, для своего исследования, взять на себя роль учителей. Учителей попросили проверить, насколько ученики запомнили пары слов, которые им были даны. Их проинструктировали применять наказание — удар током — каждый раз, когда ученик давал неправильный ответ. Весь эксперимент проходил под наблюдением самого профессора, который приказывал учителям постоянно увеличивать мощность и причинять студентам все больше боли.

Эксперимент показал, что люди способны причинить страдания невинному человеку только потому, что их проинструктировал авторитетный человек, а именно профессор. Из 40 участников исследования ни один не отказался от участия, несмотря на то, что их жертвы молили о пощаде (к счастью, это были лишь притворные страдания). Результаты эксперимента шокировали даже психологов, которые предсказывали, что большинство участников быстро откажутся от роли учителя.

Видео: Хитрости для МАНИПУЛИРОВАНИЯ людьми! Психологические факты

Рекомендуемые статьи:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Журнал Амром
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: