Межличностное общение, или как мы общаемся друг с другом
В повседневном общении мы передаем друг другу много информации с помощью слов. Разговор — это самый естественный способ общения людей. Он является двусторонним и интерактивным, что означает, что участники диалога меняются ролями, один раз говоря, а другой раз слушая.
Исчерпывающее описание того, как выглядит коммуникация, предоставил Роман Якобсон. Его теория носит в основном лингвистический характер, тем не менее, она также может быть очень хорошо применена к описанию наших повседневных разговоров.
Схема межличностного общения
Для того чтобы лучше понять суть общения посредством языка, стоит рассмотреть одну из самых популярных моделей языковой коммуникации, предложенную российским лингвистом Романом Якобсоном. По его словам, эффективное межличностное общение и правильный речевой акт состоят из шести элементов:
- отправитель сообщения
- получатели сообщения
- контекст
- сообщение
- контакт между отправителем и получателем
- код — язык, общий для отправителя и получателя
Она строится вокруг наших собеседников, один из которых является отправителем, а другой — получателем. Эти роли, конечно, не являются фиксированными и меняются. Для того чтобы они могли вступить в диалог, им необходимо быть в контакте друг с другом.
Рекомендуем: ОТПУСК — продолжительность, трудоголизм, как отдыхать, польза для здоровья
Контакт — это канал, по которому можно обмениваться информацией. Обычно он бывает прямым (лицом к лицу), но может быть и косвенным, когда мы пишем друг другу письма или разговариваем по телефону.
Чтобы собеседники понимали друг друга, они должны использовать один и тот же код. Это просто вопрос свободного владения языком, напр. Русский, но не только; Код может быть системой символов или согласованных жестов (напр. пальцы, показанные членам волейбольной команды во время матча).
Благодаря коду можно создавать сообщения, то есть высказывания, мысли, облеченные в слова. Встреча собеседников всегда происходит при установленных обстоятельствах места и времени. Все это называется контекстом или окружением высказывания.
Почему эти элементы так важны для общения? Потому что каждый из них влияет на то, общаемся мы или нет. Если собеседники не имеют контакта друг с другом, или если контакт нарушен, консенсуса не будет.
Достаточно вспомнить реальные жизненные ситуации, например, когда кто-то не отвечает на звонок или когда нас обрывают из-за плохого приема.
Трудности могут также заключаться в недостаточном знании кода. Примером тому могут служить заключенные, которые, хотя и используют знакомый язык, говорят так, что только они могут понять друг друга в своей среде.
Если мы попытаемся прочитать намерения собеседника, не зная контекста, мы также можем совершить ошибку. Представьте себе ситуацию, когда один человек говорит другому: «Поздравляю! Это было впечатляющее достижение».
Не зная, при каких обстоятельствах они были сказаны, мы можем только предположить, что либо кто-то искренне хвалит кого-то, либо иронично пытается доставить кому-то неудобство.
Рекомендуем: Как принять сложный вызов?
Коды в устном межличностном общении
Коммуникация, или общение, не обязательно должна быть лингвистической по своей сути, поскольку она может принимать различные невербальные формы. Межличностное общение включает в себя не только производство, но и восприятие речи. Речь, с другой стороны, первична по отношению к другим формам языкового общения, напр. письма. Говоря о межличностном общении, важно различать такие термины, как лингвистическая компетенция и коммуникативная компетенция, которые часто отождествляются.
Лингвистическая компетенция — способность использовать язык. Коммуникативная компетенция — способность использовать язык адекватно ситуации и слушателю.
В рамках кода языка выделяются следующие подкоды:
- фонологический код — включает модели звуков, т.е. так называемые «фонемы». Эти модели содержат правила создания отдельных звуков речи;
- морфологический код — содержит правила образования более крупных осмысленных целых из фонем, напр. новые слова;
- лексический код — набор слов, встречающихся в данном языке (словарь);
- синтаксический код — позволяет объединять слова в более крупные целые слова (фразы и предложения). Синтаксические правила относятся к грамматике языка;
- семантический код — отвечает за логическую форму, т.е. за значение данного слова или предложения;
- стилистический код — позволяет строить более длинные тексты благодаря знанию правил объединения предложений в более длинные целые.
Основная функция языка — передача информации. Мы используем его, когда говорим, что, где, когда и почему произошло и кто в этом участвовал. Это так называемый когнитивная функция, которая обычно связана с контекстом.
Рекомендуем: Скорочтение — техника, скорочтение с пониманием
Когда собеседник пытается произвести на нас впечатление (и поэтому фокусируется на адресате), напр. Восхваляя что-то перед нами, он использует импрессивную функцию языка.
Когда он жалуется или радуется и делится своими эмоциями (выделяя себя как отправителя), он использует экспрессивную функцию. Когда он кивает или говорит «хм», он пытается поддерживать контакт, используя фатическую функцию.
Иногда нужно сказать или написать что-то хорошее и подходящее для семейного праздника, и в этом случае мы используем поэтическую функцию (которая фокусируется на сообщении).
Когда речь идет о языке (коде), напр. о его противоречиях, значениях слов мы используем металингвистическую функцию.
Невербальная межличностная коммуникация
Для того чтобы процесс коммуникации проходил гладко, необходимы как языковые, так и неязыковые сообщения. Лингвистическое общение преимущественно происходит с использованием звукового канала в качестве средства коммуникации, но могут использоваться и другие каналы, такие как ручно-визуальный канал, в котором реализуется язык жестов для глухих людей.
Невербальная коммуникация включает в себя сообщения от жестов, мимики, позы тела и внешнего вида нашего собеседника.
Невербальная коммуникация очень важна с точки зрения эффективности рассказа о чем-либо. Исследования показали, что на восприятие нашей речи влияет 7 % её содержание (т.е. то, что мы говорим), 38%. — звук голоса (то, как мы говорим), и до 55%. — язык нашего тела и наш внешний вид.
Почему это происходит? Понимание речи — это интеллектуальный процесс, который включает в себя извлечение наиболее значимого содержания из потока слов и последующее распознавание намерений говорящего. Таким образом, мы приходим к этим сообщениям не напрямую, а после анализа, через пути рассудка (интеллекта).
Рекомендуем: Упражнения для быстрого чтения
Совсем другое дело, когда наблюдаешь и слышишь голос интервьюируемого. Данные, поступающие от органов чувств (обычно от зрения и слуха), доходят до нас напрямую и обычно позволяют нам быстро оценить, например какое отношение к нам имеет другая сторона (враждебное или дружественное) и готовы ли мы его выслушать.
Среди множества классификаций форм невербальной коммуникации, деление Альберта Харрисона выделяется своей ясностью и простотой:
- кинесика (кинетика) — в основном движения тела и конечностей и мимика;
- проксемика — расстояния в пространстве, интимное пространство, физическое расстояние;
- параязык — индикаторы способа говорения, напр. тон речи, акцент, резонанс;
- артикуляция, темп, ритм, сила голоса.
Важным принципом межличностного общения является соблюдение последовательности между вербальным и невербальным выражением. Несоответствие сообщений по этим двум каналам связи считается признаком лжи. Невербальная и вербальная коммуникация имеет универсальное и культурно зависимое измерение.
Некоторые слова можно заменить жестами (напр. «да» кивком головы), а также жесты, переведенные в заданные фразы. Язык, несомненно, обладает большим потенциалом для создания новых смыслов, поскольку теоретически все, о чем можно думать, может быть выражено с помощью языка. Однако иногда люди предпочитают жесты словам.
Несомненно, люди обычно сочетают обе формы общения (слова + язык тела), то есть относятся к ним как к взаимодополняющим. В 1970-х годах появились исследования о роли вербального и невербального компонента в интерпретации общего смысла сообщения, которые привели к выводу, что невербальный компонент вносит значительно больший вклад в эту интерпретацию.
Рекомендуем: Как научиться быстро читать
Барьеры для общения
Плохое общение является результатом недопонимания в межличностных отношениях и неумения интерпретировать смысл слов, передаваемых отправителем сообщения. Трудности в общении возникают не только из-за обмана или непоследовательности сообщения, но и из-за непонимания намерений, завуалированных ожиданий, неуместного акцента или пресуппозиций. Коммуникативные барьеры — это все факторы, которые затрудняют понимание сообщения, передаваемого в высказывании, и которые приводят к возникновению так называемого «коммуникативного барьера». коммуникационный шум. Основные коммуникационные барьеры включают:
Культурные различия — некоторые выражения эмоций на лице являются универсальными для всех культур, о чем свидетельствуют исследования Пола Экмана, который первоначально включал в них первичные эмоции: страх, гнев, печаль, радость, отвращение и удивление. Однако существуют некоторые различия в интерпретации послания в зависимости от национальности.
Они говорят, например, о контактных культурах (арабы, латиноамериканцы) и неконтактных культурах, которые предпочитают большие пространственные расстояния между собеседниками (скандинавы). Кроме того, позы или жесты, выражающие определенные значения и заменяющие слова, являются культурно обусловленными, например, кивок головой в Болгарии интерпретируется как отрицательный;
Стереотипы — иногда они позволяют быстро категоризировать восприятие и немедленно отреагировать на сообщение, но в значительной степени «ярлыки мышления» приводят к недопониманию и неверным истолкованиям, например, люди склонны игнорировать слова людей, вид которых, кажется, указывает на низкий социальный статус, но они охотно слушают авторитетов или людей, которые создают себя авторитетами посредством внешних атрибутов;
Отсутствие навыков децентрализации — неумение принимать точку зрения другого человека. Эгоцентризм приводит к отсутствию эмпатии, неумению слушать и непониманию собеседника;
Нарушение восприятия — трудности с получением сообщения, напр. проблемы со слухом, нечеткая артикуляция слов, слишком быстрая речь, заикание, неправильный акцент и т.д;
Пристальное внимание — концентрация только на отдельных частях высказывания, а не на всем сообщении, что может исказить смысл слов, вырванных из контекста;
Самовосприятие — усталость, стресс, раздражительность, раздражение влияют на качество подготовки сообщения, а также на декодирование смысла слов, содержащихся в сообщении.
Вежливость в межличностном общении
Очень важно установить прочную связь. Вежливость в языке — это проявление уважения к собеседнику с помощью слов. Общее правило вежливости, применяемое к нашему языковому поведению, таково: «Не следует не говорить…», например. «Доброе утро» своему соседу.
По этой причине вежливость может быть вынужденной и неискренней. Тем не менее, если это не средство манипуляции, то оно должно быть взаимным.
Вежливость, это своего рода игра, принятая в обществе. Исследователи выделяют следующие стратегии вежливости в культуре:
- стратегия симметричного поведения вежливости, т.е. взаимности, другими словами, отплачивая вежливостью за вежливость;
- стратегия солидарности с партнером, т.е. симпатии и сотрудничества с собеседником, напр. когда мы выражаем сожаление, предлагаем помощь, желаем кому-то добра или поздравляем его;
- стратегия подчинения, которая предполагает принижение себя (в ответ на похвалу, комплименты, напр. «Пожалуйста, не преувеличивайте»), принижение собственных достоинств (также в ответ на похвалу, напр. «Мне еще многого не хватает»), игнорирование обиды собеседника (в ответ на извинения, напр. «Ничего страшного»), преувеличение собственной вины (напр. «Я очень сожалею, это произошло по моей забывчивости. Я отнял у тебя так много времени»).
Рекомендуем: Коэффициент интеллекта — что это такое, как его рассчитать и развить?
Язык непринятия
Американский психолог и психотерапевт Томас Гордон говорил о языке непринятия как о причине непонимания и межличностных конфликтов. Он утверждал, что большинство явных сообщений (произнесенных вслух) подкреплены неявным сообщением. Человек говорит, например: «Сделай это прямо сейчас, немедленно, без обсуждения» означает в завуалированном смысле: «Ваше мнение не имеет значения, вы должны выполнять мои приказы». Гордон перечислил типичные двенадцать блокировок в общении:
- приказывать, командовать;
- предупреждение, назидание, угроза;
- убеждение, морализаторство;
- советовать, диктовать решения;
- упрекать, читать нотации;
- судить, критиковать;
- высмеивать, стыдить, оправдываться;
- неправильная похвала, незаслуженное одобрение;
- обнадеживающий, успокаивающий;
- отвлекает, заставляет смеяться;
- интерпретация, диагностика;
- вопросительный, пытливый.
Эти коммуникационные барьеры вызывают у получателя сообщения:
- гнев
- бунт
- разочарование
- агрессия
- ощущение вреда
- неудовлетворенность
- низкая самооценка
- изоляция
- чрезмерная покорность
- чувство вины, которое во вторую очередь разжигает спираль конфликта.
Как можно противостоять языку непринятия? Через так называемый Сообщения «Я». Это прямые утверждения, выражающие чувство и вызывающие реакцию партнера по взаимодействию, которая привела к возникновению эмоции, напр. «Меня раздражает, когда ты меня перебиваешь» или «Мне жаль, что ты забыл о моем дне рождения».
Рекомендуем: Биохакинг. 5 проверенных приемов, как бегать на высокой скорости
Повышение эффективности коммуникации
Эффективное межличностное общение также предполагает активное слушание. Ибо можно слышать, но не слушать. Простое обнаружение сигналов слуховыми рецепторами не гарантирует эффективного общения. Все равно необходимо выбирать и интерпретировать услышанное содержание, а также умело следить за ходом мысли говорящего. Проявлениями активного слушания считаются следующие:
- проявление внимания, например устанавливая зрительный контакт, концентрируясь на говорящем, подтверждая сообщение (ого, да, хм), улыбаясь, гримасничая, недоумевая, поднимая бровь;
- перефразирование, т.е. повторение дословно или своими словами высказываний собеседника и подтверждение своего понимания сообщения («Вы хотели сказать, что…»);
- отражение, т.е. чтение чувств из косвенной речи, проявление эмпатии.
В целом, люди предпочитают много говорить, не желая или не умея слушать других. Иногда приходится иметь дело с тем, что называется «параллельное общение», когда собеседники одновременно ведут два разговора, не слушая друг друга. Дефицит коммуникативной компетентности может быть компенсирован дружеской атмосферой беседы и доброжелательным отношением к партнеру по взаимодействию.
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: